Технопарк «Кванториум» в Красноярске проводит первый набор учеников, которые интересуются современными техническими и инженерными специальностями. Обучение идет по семи направлениям, или «квантумам»: промышленный дизайн, виртуальная и дополненная реальность, космос, беспилотные летательные аппараты, альтернативные источники энергии, робототехника и нанотехнологии.
Технопарк — удачный пример сотрудничества государства и частного бизнеса. На проект было выделено 132 млн рублей из бюджета, еще 40 млн выделил «Норникель». Занятия у школьников также будут вести специалисты компании. Из 19 работающих в стране центров Красноярский технопарк — уже четвертый самостоятельный «Кванториум». О том, кто будет там учиться и преподавать, а также о самом интересном квантуме +1 рассказал директор технопарка Сергей Кениг.
— Если представить, что вы — школьник, и вас родители привели в «Кванториум», что бы вы выбрали?
— Для меня самый интересный — виртуальная реальность, он один из наиболее перспективных. Технологии, которые здесь используются, применимы и во всех остальных квантумах. Уже есть совместные проекты с аэроквантумом и робоквантумом. Мы планируем привлечь практикующих специалистов-производственников к проведению занятий с детьми. Для нас сейчас очень важно набрать высококвалифицированных сотрудников, которые будут давать детям практику.
— То есть, вы хотите сказать, что идеи ваших учеников могут стать разработками для реально работающего предприятия?
— Да, у каждого направления есть свой бизнес-партнер, в некоторых случаях их два или три. Именно они поставляют для занятий реальные кейсы — то, что дети вместе с преподавателем могут изобрести. Ученики решают не отвлеченные теоретические вопросы, а занимаются производственными задачами.
— И вы отдаете на предприятия уже готовый для внедрения продукт?
— Да, бывает, что отдаем готовый, зависит от конкретного случая. Где-то важна теоретическая стратегия. Например, компания по производству катеров дала нам задачу разработать покрытие для стеклообзора, чтобы стекло не запотевало. У них была такая проблема при неблагоприятных погодных условиях. Мы включили ее в программы, работаем.
— Каких детей вы берете к себе, только потенциальных гениев? Обычный ребенок может заниматься в «Кванториуме»?
— Мы, конечно, заинтересованы в привлечении наиболее талантливых детей. Запрашиваем данные по успеваемости в школах, сами дети тоже могут подать заявки. Затем смотрим портфолио, которые показывают их достижения. Плюс они пишут у нас тесты на определение инженерного мышления. Так мы пытаемся понять не только способности каждого ученика, но и его склонность к конкретной отрасли.
— Приходят ли на занятия в технопарк девочки?
— Сейчас у нас 80-85% учеников — мальчики. Среди преподавателей — тоже почти все мужчины. В основном — это молодые ученые, сотрудники вузов, инженеры, сотрудники высокотехнологичных предприятий. Большинство из них — не педагоги. Возраст большинства — до 30 лет, и они могут говорить с детьми на одном языке.
— Но инженерные направления в качестве дополнительного образования не очень популярны сейчас, почему так?
— Статистика по Красноярску: из 70% детей, которые ходят в кружки, порядка 15% занимаются техническим творчеством. Долгое время инженерные науки не были в моде. На коне были гуманитарные направления, экономика, юриспруденция, психология. К счастью, сейчас все начинают понимать, что без научно-технического прогресса стране не достичь глобальных результатов. Мы видим, что тренд меняется, сознание родителей тоже.
— Не будет ли теперь перекоса в другую сторону?
— Вот именно для этого мы и ввели такую систему отбора, когда поэтапно определяем способности ребенка и его увлечения. С родительским давлением мы столкнулись, когда только открылись: всем показалось, что место популярное, красивое, значит, их ребенок обязательно должен здесь учиться. При том, что сам он может не иметь склонностей к нашим специальностям.
— Ваши стратегические партнеры, такие как «Норникель», заинтересованы в кадрах из «Кванториума»? Будут ли поддерживать детей после выпуска из технопарка?
— Конечно, сейчас мы думаем над программой ранней профориентации как раз с этой целью. Рассматриваем даже варианты отсроченных трудовых контрактов при условии обучения в вузах по специальности. Но это пока только планы. Сейчас мы проходим процедуру лицензирования и будем выдавать образовательные сертификаты. Надеемся к концу учебного года добиться, чтобы наши выпускники получали дополнительные баллы в вузах-партнерах технопарка.
Подписывайтесь на канал +1 в Яндекс.Дзен.
Беседовала
Екатерина Селиванова