Ольга Рябова: 

Социальное предпринимательство — передаточный механизм между бизнесом и НКО

Независимый эксперт Ольга Рябова — о результатах и перспективах развития социального предпринимательства в России

— Какие значимые события произошли в области государственного регулирования социального сектора в 2016 году?

— В Госдуму поступили изменения в закон о малом и среднем предпринимательстве, которые вводят в российское законодательное поле понятие «социальное предпринимательство», ранее встречавшееся только в нормативных актах Минэкономразвития. Это существенно облегчит коммуникацию между социальными инноваторами и властью. Будем надеяться, что в ближайшие годы будет принят и отдельный закон о социальном предпринимательстве. Результатом станет дополнительная прозрачность: стейкхолдеры и клиенты будут лучше понимать, с кем они общаются, чью продукцию приобретают, чьи услуги используют.

— Ожидаете ли вы качественного скачка в развитии НКО и социального предпринимательства в ближайшем будущем?

— Он уже происходит. Многие вещи, пришедшие из социального сектора, очень быстро вошли в нашу обычную жизнь. Для описания одной из основных тенденций в мире крупного бизнеса в 2016 году был использован термин team of teams («команда команд»), описывающий децентрализованный подход к управлению компанией. Лет пять назад я слышала его исключительно от людей, развивающих социальное предпринимательство.

— Какие международные практики могут быть востребованы российским социальным сектором?

— Мне нравится термин, родившийся в мире социального бизнеса,— copyleft. В отличие от традиционного понятия copyright, речь идет не о защите собственной идеи, разработанной технологии, механизма созданного бизнеса, а о желании делиться. Многие социальные инноваторы считают, что чем больше людей займется решением или смягчением социальной проблемы, для преодоления которой они создали социальный бизнес, тем быстрее удастся эту проблему решить и перейти к решению другой. Поэтому они думают не о конкуренции, а о привлечении к решению проблемы возможно большего количества инициативных людей. Они с большим удовольствием делятся своими идеями, результатами, технологиями и не стесняются рассказывать об ошибках, чтобы другие могли их избежать и двигаться вперед еще быстрее.

— Наши социальные предприниматели готовы делиться наработками?

— Они это постоянно делают.

— В чем вы видите роль социального бизнеса?

— Мне нравится метафора, которую использовал генеральный директор Danone Эммануэль Фабер, объясняя министру экономики Франции, зачем нужен социальный бизнес. По его словам, если мы представим бизнес-механизм в виде шестеренки, она будет крутиться быстро и эффективно. Если мы возьмем социальный сектор, то в силу своей специфики эта шестеренка будет крутиться медленно. Если соединить их напрямую, контакт вряд ли будет удачным. Когда между бизнес-шестеренкой и шестеренкой социального сектора возникает шестеренка социального предпринимательства, она служит своего рода передаточным механизмом, позволяя двум другим эффективно взаимодействовать.