Адресная помощь — пожертвования напрямую конкретным людям, семьям, находится в числе самых популярных актов помощи нуждающимся, но доверие людей больше вызывают благотворительные фонды с прозрачной отчетностью и честной репутацией. Руководитель социальных проектов и благотворительных программ Группы QIWI Юлия Гришина объясняет, как бизнес помогает развивать культуру благотворительности и служит эффективным примером применения системного подхода.
Сегодня благотворительные фонды в России сталкиваются с новыми вызовами из-за стремительного развития соцсетей и горизонтальных связей в обществе. При высоком уровне информационного потока, росте гражданских инициатив, развитии краудфадинговых платформ НКО стремятся сохранить свой уникальный голос и повысить общественный интерес к модели оказания системной помощи.
Анализ результатов проведенного исследования выявил, что 85% россиян в 2016 году принимали участие в благотворительности в той или иной форме. Самые частые виды благотворительности: передача вещей/ продуктов (38%) и/или денег (25%) в некоммерческий фонд/организацию, денежные пожертвования напрямую конкретным людям/ семьям (36%), милостыня (34%) и пожертвования на храм/церковь (24%). Мы видим, что пожертвования напрямую конкретным людям, семьям и милостыня, т.е. адресная помощь, находится в числе самых совершаемых актов благотворительности. Но в то же время, когда эмоции уходят с первого плана, люди трезво оценивают те причины и факторы, которые ими движут при желании помочь.
Поделившись результатами с благотворительными фондами — партнерами компании QIWI, мы попробовали вместе разобраться в причинах такого поведения неравнодушных людей, и постарались определить способы снятия противоречия между импульсом и действием. Адресная помощь, как таковая, до определенного момента развития общества не несла в себе какого-либо отрицательного потенциала. Но с развитием медиа-коммуникаций, соцсетей и горизонтальных связей в обществе, такая форма помощи перенеслась с улиц неблагополучных городов и районов в виртуальный мир, где с помощью соответствующих фотографий и историй можно выходить на миллионные аудитории. Чем, в свою очередь, не прочь воспользоваться мошенники или просто недобросовестные люди. Параллельно с этим развиваются и онлайн-каналы совершения пожертвований — sms-сообщения, онлайн-платежи, или переводы с помощью банковской карты. Как один из крупнейших российских платежных сервисов, QIWI с момента выхода бренда на рынок развивает направление благотворительности. В настоящее время порядка 300 российских благотворительных организаций собирают пожертвования через нашу платформу. Не стоит говорить о том, что каждый партнер проходит строгие процедуры подтверждения уставной деятельности и ведения деятельности в соответствии с законодательством.
На начальном этапе развития направления благотворительности в QIWI сервис включал как адресную помощь физическим лицам, так и системную — в адрес фондов. В 2013 году компания решила сделать больше, чем просто предоставить фондам удобный канал приема платежей, и постепенно отказаться от сбора пожертвований частным лицам. Причина не только в росте числа мошенников, но также и в том, чтобы сформировать культуру регулярной помощи, избавить людей от порой мучительного выбора, кому помощь нужнее в данный момент, или разочарования от того, что деньги пошли не по назначению или не удалось помочь. В действительности, каждый адресный случай — это лишь частичка системной проблемы того или иного негативного социального явления и элементарная нехватка средств на решение этой проблемы. Мы понимали, что есть риск переноса негативного опыта оказания адресной помощи с использованием современных платежных инструментов и на системную помощь в адрес благотворительных фондов и их целевых программ. Поэтому мы решили полностью сосредоточить внимание на развитии отношений с проверенными организациями и включили проведение совместных проектов в контур социальной ответственности QIWI.
Для этих целей мы:
• убрали с экранов терминалов частные объявления и просьбы о помощи (ранее они располагались на некоторых рекламных местах терминалов),
• систематизировали категорию провайдеров «Благотворительность», включив в нее только проверенные и известные фонды,
• составили комплексную программу продвижения идеи системной благотворительности.
Эта программа включала как проведение маркетинговых акций и рекламных кампаний, так и прямой контакт с аудиторией на открытых площадках и поддержку общественных инициатив.
Приведу ряд интересных примеров. QIWI уже больше двух лет на регулярной основе организует благотворительные проекты в рамках программы «Марафон добрых дел». Новая системная или «инфраструктурная» помощь, в отличии от адресной, предполагает работу с фондами на регулярной основе, а именно: сбор пожертвований в пользу определенной программы фонда с помощью платежных сервисов QIWI; проведение совместных акций; продвижения идей благотворительности, формирования культуры взаимопомощи в обществе; вовлечение в мероприятия сотрудников QIWI, распространение идеи волонтерства внутри компании. Первым ярким примером нового подхода стала всероссийская эстафета в социальных сетях «Переверни мир», запущенная QIWI и фондом Downside Up. Это был один из крупнейших проектов конца 2014 — начала 2015 года в сфере благотворительности, участники которой пожертвовали более 2,6 млн рублей на поддержку детей с синдромом Дауна.
Благотворительная программа ВСЕМ, стартовавшая в июле 2015 года, является логическим продолжением социально ориентированной деятельности QIWI с привлечением всех технических возможностей компании, которые позволяют решать проблемы массовой благотворительности. Программа ВСЕМ объединяет девять крупнейших российских и международных благотворительных фондов, направления деятельности которых не пересекаются. Уникальной особенностью программы является то, что один благотворительный платеж делится на равные части и поступает в каждый фонд. Отдельным медиа-проектом программы ВСЕМ стал цикл фильмов «Добро всем», который с сентября 2016 года ежемесячно выходит на «Дожде». Вместе с редакцией канала мы решили расширить концепцию программы ВСЕМ: каждый фильм не только рассказывает о работе отдельной благотворительной организации, которая является участником ВСЕМ, но и погружает зрителя в общую проблематику того социального явления, которым занимается фонд.
Отдельно стоит упомянуть проведение #ЩедрогоВторника в офисе QIWI в ноябре 2016 года. Эта международная благотворительная инициатива широко дебютировала в России в прошлом году. На один день офис QIWI стал площадкой для презентаций, общения и дискуссий, в которой приняли участие самые авторитетные благотворительные фонды России и были анонсированы новые современные форматы и тренды в области благотворительности.
В наших ближайших планах — расширить площадки, с помощью которых мы можем донести до общества преимущества системного подхода к благотворительности. В частности, в 2017 году мы планируем принять участие в крупных городских событиях, посвященных этой сфере. Уверена, что распространение современных платежных технологий в сфере благотворительности может не только содействовать формированию в обществе культуры оказания помощи на систематической основе, но и привлечь внимание к тем проблемным социальным явлениям, которые можно решить только при партнерстве государства, бизнеса и благотворительных организаций.