Директор фонда развития медиапроектов и социальных программ Gladway Владимир Вайнер рассказал Plus-one.ru, как образуются городские сообщества и к чему приведет снос пятиэтажек в Москве.
— Что объединяет людей в городские сообщества?
— Общие интересы. Место проживания само по себе — не объединяет, сводит людей вместе стремление решить конкретную социальную задачу, которую в одиночку выполнить невозможно. Цель таких сообществ — создание комфортной среды для жизни.
— При каких обстоятельствах такие объединения возникают?
— Нужны люди, которые не боятся собираться группой больше трех, место, где они могли бы это делать — от гаража до зала заседаний мэрии, от кухни до парка с городскими пикниками. И нужны комьюнити-менеджеры, которые управляют общественными пространствами, фиксируют запросы жителей и находят под этот потенциальный спрос какие-то услуги, подрядчиков и партнеров.
— Как отразится на жизни городских сообществ программа сноса московских пятиэтажек?
— Снос пятиэтажек — это идеальный катализатор возникновения таких объединений. Все больше пенсионеров и ветеранов будет сплачиваться, потому что именно они попадают под эту угрозу сноса. Сейчас они получают поддержку от Минстроя на обустройство дворов и будут еще больше к ним привязаны. И они будут воевать, если кто-то посмеет прикоснуться к тому, что они создали.
— Большая часть локальных сообществ формируется на основе протестной активности. Позитивная повестка может сплотить людей?
— Люди объединяются, когда что-то угрожает качеству их жизни, это естественно. Допустим, жители хотят, чтобы двор был зеленым. Это позитивное стремление, но им мешают те, кто паркуется во дворе, и те, кто не дает сажать деревья. Позитивная активность переходит в протестную. То есть первоначально у большинства городских сообществ повестка позитивная.
— В ноябре вы совместно с Центром «Гарант» и Фондом Citi провели первый конкурс «Города будущего» для городских центров. Каковы были критерии отбора, и какие команды в итоге получили финансовую поддержку?
— Во-первых, проекты команд-участниц должны были устойчиво функционировать, а не создаваться с нуля. Во-вторых, команда должна была жить на выбранной территории; основной акцент должен быть сделан именно на работу с местными жителями. Это может быть помощь в монетизации хобби, наставничество, создание открытых мастерских, или программы, позволяющие людям приобрести какое-то оборудование для совместного пользования.
В конкурсе победили дом культуры «Делай сам/а» — свободная площадка для всевозможных инициатив от музыкальных выступлений до обмена комнатными растениями, сообщество «Галерея на Шаболовке», в свое время отстоявшее Шуховскую башню и продолжившее работу как краеведческая и образовательная группа, и сеть магазинов Charity Shop, которая может стать городской площадкой для обмена вещами и обучения ремонту.
— Чем комьюнити-центры могут заинтересовать потенциальных инвесторов и муниципальные органы власти?
— Любой муниципалитет поддержит хорошее начинание, если увидит положительные результаты. Например, после того, как в Коломне появилось социальное предприятие — музей «Коломенская фабрика пастилы», а вслед за ним — новые музеи, магазины и кафе, муниципалитет захотел быть причастным. К комьюнити-центрам также проявляют интерес девелоперы, для которых такое соседство — это почти гарантия успешной продажи жилья, и торговые центры, всегда заинтересованные в притоке покупателей.
Подписывайтесь на канал +1 в Яндекс.Дзен.
Интервью подготовила
Людмила Брус