Николай Данн, директор киношколы «Ноль Плюс» и руководитель Фонда развития творчества «Жизнь и Дело» — о том, как работа с сюжетами для кино и вовлечение подростков в съемочный процесс учат их видеть себя и собственные истории со стороны и настраивают на ответственное отношение к своему будущему.
В детстве мы мыслим сюжетами, образами, и только с возрастом учимся анализировать то, что видим. Логично, что кино — искусство, построенное на визуальных образах и большом разнообразии сюжетных поворотов, — видится нам универсальным воспитательным и образовательным инструментом: дети и подростки узнают что-то новое из видео, документальных и научно-популярных фильмов, а представления о моральных и нравственных ценностях формируют на основе отношений героев художественных картин.
Если дети создают кино сами — образовательный процесс становится активным. В январе команда международного кинофестиваля «Ноль Плюс» провела киношколу для подростков Югры и Тюменской области. За пять дней дети сняли короткометражный псевдодокументальный фильм — мокьюментари — «Телепорт Алферова». Его главный герой, ученый Иван Алферов, изобрел телепорт, но для запуска устройства ему не хватает одного ключевого элемента. Из древних книг он узнает, что знанием о телепортации обладают эльфы, и чтобы закончить работу, ему нужно научиться «видеть глазами эльфа» или самому стать эльфом (https://youtu.be/xyZ1sQ2xoBo)
Подростки сами придумывали героев их истории. На этом этапе формировалась съемочная группа, распределялись основные функции и начинались съемки: сценарист детализировал сцены, актеры учили роли и учились работать с режиссером, продюсер искал и подбирал реквизит, а операторы — выигрышные ракурсы. Ребят вовлекали во все этапы процесса: осветитель устанавливал свет, звукорежиссер включал запись и закидывал «удочку» с микрофоном над говорящими актерами. С отснятым материалом работал режиссер монтажа.
По этой схеме мы провели уже семь киносмен и по опыту можем сказать: работа на съемочной площадке не только раскрывает творческие способности подростков, подталкивая их к образному и сюжетному мышлению, она меняет и самих детей, помогает в социализации и формирует у них ответственность за счет участия в командной работе.
Интересно, что дети учатся видеть причины и следствия поступков и возможности формирования сюжетов сначала в кино, но затем и в собственной жизни, и это настраивает их на созидательный и позитивный лад. Причем это же отражается и в тех сюжетах, которые они в итоге снимают. У нас было несколько случаев, когда дети изначально собирались снимать фильмы ужасов, но в итоге приходили к идеям добрых приключенческих и комедийных фильмов (https://youtu.be/GSFKBBfXLZA)
Обучение осмысленному просмотру и созданию кино — это две стороны одной монеты. И если мы на наших выпускников смотрим как на будущее российского кинематографа, то с воспитательной точки зрения это просто высокоэффективная школа. Мы предлагаем свою программу во всех регионах именно как эффективную школу за счет дружеской и командной атмосферы, с ее включенностью в творческий процесс, генерацией новых идей, дисциплиной и позитивными изменениями в образе мысли детей.