Алексей Варсопко, координатор проекта по распространению опыта «Ночлежки», — о том, что мешает благотворительной организации делиться опытом и внедрять успешные практики в других регионах.
Опыт петербургской «Ночлежки» показывает, что если много и целенаправленно работать, ситуация с бездомными может измениться к лучшему. Глядя на нас, сотрудники аналогичных организаций в других городах начинают верить, что и у них реально запустить «Ночной автобус», открыть приют, прачечную для бездомных, пункты обогрева зимой. Мы стараемся помогать регионам, как адресно, так и делясь полезной информацией. Недавно мы поддержали благотворительную организацию «Рассвет»: поучаствовали в круглом столе, посвященном медицинской помощи бездомным в Воронеже. По закону полис обязательного медстрахования можно получить без регистрации, но местный фонд ОМС, заботясь об экономии регионального бюджета, начал отказывать в этом приезжим. На данный момент ситуация разрешилась: люди без регистрации в регионе получают полисы ОМС.
Программа по распространению наработанного опыта официально заработала в «Ночлежке» в июле 2012 года. Люди со всей России и СНГ специально приезжают в Санкт-Петербург, чтобы познакомиться с нашими проектами и потом повторить их у себя. Только в 2016 году мы делились опытом с коллегами из более 100 общественных, государственных и волонтерских организаций из 42 регионов России, а также из Украины, Белоруссии и Казахстана. Каждая наша консультация — это конкретный вопрос, тема или задача, для решения которой у коллег не хватает опыта и компетенций. Ежемесячно мы проводим семинары по работе с бездомными, ежегодно — конференцию для профильных специалистов, которая с прошлого года стала международной.
Чтобы охватить как можно большую аудиторию мы систематизировали свой опыт в методических пособиях в открытом доступе у нас на сайте. Однако когда речь идет не о проектах прямой помощи, которые легко описать в конкретных цифрах (столько-то человек накормили, столько-то обеспечили местом в приюте), встает вопрос об оценке эффективности нашей работы. То, что может сделать «Ночлежка» в Петербурге, не всегда получается повторить в других городах. Зачастую там слабо развита благотворительность: коллеги с трудом собирают средства на самые острые нужды, и речь об оплате штатных квалифицированных специалистов, как правило, не идет.
Мы вынуждены адаптировать наши методические пособия и программы помощи коллегам к этим условиям. И здесь требуется качественная оценка собственной работы, что требует регулярных социологических исследований. Но даже «Ночлежка» с ее опытом, репутацией и бюджетом около 30 млн рублей в год не может себе их позволить. Проблемой помощи социально незащищенным людям становится не отсутствие ресурсов или желающих участвовать в таких программах, а невозможность масштабировать эту деятельность на базе адекватных социологических данных. Власти же обращаются к таким данным только в предвыборные периоды, а Росстат собирает информацию о населении в основном в ходе масштабных, но нерегулярных переписей.