О теории и практике масштабных социальных программ по развитию территорий присутствия +1 рассказала начальник управления региональной политики ПАО «Газпром нефть» Анна Казарина.
— Как участник и генеральный спонсор конференции «Управление изменениями. Экономика. Экология. Общество» поясните, пожалуйста, в чем актуальность такого подхода сегодня?
— Управлять преобразованиями важно для достижения их устойчивости. Название конференции удачно подчеркивает, что в этом процессе тесно взаимосвязаны бизнес и общество — и этот же подход очень четко виден в нашей программе «Родные города». Мы, как представители бизнеса, предоставляем заинтересованным сторонам (это, прежде всего, инициативные горожане как основная движущая сила) экспертизу, менеджерские компетенции, необходимые ресурсы. Местные сообщества участвуют в преобразованиях, предлагают собственные проекты стратегического значения для их родного региона. Это взаимодействие обеспечивается грантовыми конкурсами, а также волонтерскими и нашими комплексными социальными проектами.
— Как цели и задачи программы «Родные города» связаны с бизнес-стратегией компании?
— Одна из целей программы «Родные города» — выстраивание благоприятных условий для производственной деятельности в регионах присутствия и достижения показателей, определенных в долгосрочной бизнес-стратегии компании. Мы налаживаем конструктивный диалог с заинтересованными сторонами, защищаем их интересы, решаем социальные проблемы на местах. Наши проекты также позволяют профессионально развиваться специалистам социальной сферы, задача которых — делать регион комфортным для жизни.
— Как происходит масштабирование инициатив программы и адаптация под конкретный регион?
— Ежегодно на основе актуальной социальной проблематики, выявленной по итогам исследований, для каждого региона формируется программа социальных инвестиций. В нее входят проекты, которые соответствуют бизнес-интересам компании, внутренним политикам благотворительной деятельности, ожиданиям всех заинтересованных сторон —они фиксируют их на общественных слушаниях, которые мы проводим в регионах с 2014 года. По итогам реализации программы проводится комплексная оценка достигнутых результатов и анализ региональной ситуации. Лучшие практики рассматриваются для реализации в других регионах, но при условии адаптации под их социальную проблематику. Например, проект «Город своими руками» по обучению горожан социальному проектированию в Омске был адаптирован под Ханты-Мансийск. В обоих городах проект обладает схожей механикой, но направлен на решение разных проблем.
— Каково здесь соотношение прямых вложений и инвестиций профессиональными и человеческими компетенциями в программе «Родные города»?
— С одной стороны, объемы инвестиций в социальную сферу со стороны компании внушительные — и социально-экономические соглашения, и грантовые конкурсы, и собственные проекты. С другой стороны, программа «Родные города» характеризуется высокой долей погружения сотрудников компании и волонтеров в реализацию всего портфеля проектов. У нас есть практика осуществления проектов c небольшим бюджетом с высоким социальным эффектом. Например, в Ханты-Мансийске прошлым летом как ответ на отсутствие малобюджетного досуга в городе прошел фестиваль на открытом воздухе «Пикник-ХМ». Компания поддержала проект грантом, однако ресурс инициативных горожан позволил привлечь к наполнению площадок праздника более 40 творческих организаций и найти дополнительное финансирование. В итоге праздник стал одним из самых крупных и ярких в городе, его посетили более 5 000 жителей. Или же волонтерский проект «Добро своими руками» (совместно с Центром социальной абилитации людей с расстройством аутистического спектра «Антон тут рядом»), который удается реализовывать при практическом отсутствии бюджета. Но человеческие ресурсы не безграничны. Когда дело касается базовой социальной инфраструктуры, на первый план выходят все-таки прямые инвестиции и грамотное управление ими.
— Как вы оцениваете эффективность социальных инвестиций? Есть ли у бизнеса запрос на единые стандарты оценки?
— Для каждого проекта мы разрабатываем индивидуальные критерии оценки эффективности и социального воздействия — мы устанавливаем как качественные, так и количественные показатели, которые измеряем в ходе проекта и по его итогам. Например, для профориентационных программ используется критерий количества поступивших на определенные специальности и критерий выбора профессии по окончании ВУЗа. Немаловажен критерий «затраты — охват». Запрос на единые стандарты оценки есть. В частности, экономический результат для компании от вклада в социальную деятельность. Но насколько реально сформулировать уравнение, учитывающее целый спектр факторов — большой вопрос.
— Могли бы вы смоделировать реальность, которую хотели бы увидеть в результате? Какими вы видите территории присутствия компании, например, через пять или десять лет?
— Мы верим, что только при вовлечении местных сообществ в социальные преобразования реально достичь устойчивого результата. Поэтому у нас есть мечта, и формулируется она так: мы видим города присутствия как города активных оптимистов, где люди верят в будущее и вместе с нами принимают деятельное участие в его создании.