Боитесь ли вы темноты? Партнер проекта Bezgraniz Couture Тобиас Райзнер, организатор необычных бизнес-тренингов в России, считает, что точный ответ на этот вопрос можно получить, только испытав себя на практике. Об этом, а также о социальном предпринимательстве и трудоустройстве незрячих людей он рассказал в интервью корреспонденту +1 Алисе Орловой.
— Тобиас, вам удалось превратить ограничения незрячих людей в преимущества. Скажите, ваш проект — бизнес или благотворительность?
— Смысл тренинга «Диалоги в темноте» не в том, чтоб рассказать о людях, которые не видят. Наша идея в том, что это — стандартные тренинги, но в качестве тренеров мы привлекаем незрячих, так как они лучше всего выполняют эту работу и прекрасно ориентируются даже в полной темноте. Программу разработал Андреас Хайнеке, который запустил ее более чем в 30 странах. «Диалоги в темноте» — первый в мире проект, который совмещает в себе трудоустройство незрячих людей с бизнес-подходом. Наш проект занимается социальным предпринимательством, которое не стоит путать с благотворительностью.
— В чем же разница?
— У нас нет спонсоров, на проект мы тратим те деньги, которые зарабатываем. Благотворительность, филантропия и социальное предпринимательство — это три разные вещи. Благотворительность — вам дали денег, и вы кому-то помогли, причем обычно эта помощь оказывается лишь небольшой промежуток времени. Филантропия — вы создали социально-ориентированный проект, который существует на деньги спонсоров на долгосрочной основе. Социальное предпринимательство — особый вид деятельности, его смысл в том, что мы со своим проектом выходим на рынок и ищем тех, кто готов купить наш продукт. Это особый тип бизнеса. Всю нашу прибыль мы инвестируем в развитие проекта.
— Как проходит ваш тренинг?
— Для нас с вами темнота — совершенно нестандартная ситуация, а для незрячего человека — обычная. Все коммуникации на тренинге — голосовые. Незрячий тренер дает и проверяет задания, подсказывает и направляет участников. Тренинг длится 3–8 часов, в нем две основные части. Около двух часов люди находятся в темноте, остальное время занимает индивидуальная и групповая рефлексия участников, извлечение выводов для своей практической деятельности. Глобально речь, конечно, не о карьерном росте, а о встрече с самим собой.
— В России с инвалидностью связано много предрассудков. Люди боятся обсуждать эту тему, «чтобы не накликать».
— Не только в России. Везде. Как вы думаете, каков процент людей, которые родились незрячими? 2%, а все остальные потеряли зрение в результате болезни, несчастного случая или в силу своего возраста. Эта статистика удивляет. Люди начинают понимать, что никто ни от чего не застрахован.
— А какие у вас требования к незрячим сотрудникам при приеме на работу?
— Главное — это квалификация, опыт работы в такой должности. Нам нужны люди, которые смогут общаться на равных с нашими клиентами, преимущественно менеджерами из различных компаний. Требуется высшее образование и деловые качества, необходимые хорошему бизнес-наставнику. Если сотрудник владеет иностранным языком, он может поехать в другую страну на стажировку.
— Как превратить идею в успешный бизнес-проект? Поделитесь рецептом.
— Нужна идея и представление о том, как выстроить все процессы. Второе — у вас должен быть бизнес-план и понимание, как это можно монетизировать. И третье — нужна команда. А еще нужно набраться терпения. Скорее всего, реальность будет отличаться от вашего бизнес-плана.
— Такая ситуация только в нашей стране?
— Первые годы «Диалоги в темноте» не приносили прибыли. Нигде, не только в России. Иногда сам удивляюсь, как мы выжили? В России сегодня я вижу позитивную тенденцию, в последнее время было забронировано большое количество тренингов. Мы планируем запустить «Диалоги в тишине», с участием людей с нарушением слуха, «Диалоги со временем» с тренерами 70–92 лет, рассказывающими о том, что приносит нам возраст.
— Почему вы продолжаете этим заниматься?
— Всех денег не заработаешь. Когда я строю очередной бизнес, в том числе социальный, я получаю положительные эмоции и расту как личность. А еще я вижу заметные результаты от посещения тренингов, в том числе и в России. Это приводит меня в восторг. Это и есть награда.