Кино может стать инструментом социальных преобразований в России
Креативный продюсер лаборатории социального кино «Третий сектор» рассказывает, как связать кино и социальные инвестиции и для чего нужно социальное продюсирование.
Я училась в Испании на специалиста по коммуникациям — специальность так и называется «коммуниколог», но увлеклась режиссурой документального кино. Документалистика — в большей степени искусство, чем даже игровой кинематограф: правда жизни, факты, реальные судьбы всегда удивительнее, чем самый смелый вымысел. Нужно только посмотреть вокруг — практически каждый человек может стать героем фильма, если помочь ему раскрыться. Мы с моим мужем и соавтором Никитой Тихоновым-Рау — счастливые люди: мы быстро нашли свою тему в кино — ситуации, мимо которых сложно пройти равнодушно. В результате в 2012 году появился на свет наш фильм «В ауте» — о Соне Шаталовой, немой девушке с расстройством аутического спектра. Врачи прочили Соне жизнь «овоща», однако в семь лет она написала первое стихотворение — и с тех пор не перестает поражать окружающих поэтическим даром.
Фильм, ставший нашим первым независимым проектом, оказался востребован — эфиры на федеральных телеканалах, показы в киноклубах, прокат в кинотеатрах, трансляции на площадях крупных городов, несколько изданий... Мало кто знает, что такое аутизм, на что способен человек с таким диагнозом, как с ним общаться,— поэтому лента стала просветительской. Снятая нами история приносит надежду семьям, где есть дети с особенностями, помогает лучше разобраться в ситуации врачам и педагогам, способствует гуманному отношению людей друг к другу — каждый год мы получаем заявки на показ к Международному дню аутизма. Реакция аудитории всегда одна — «фильм должны видеть все, тогда мир изменится в лучшую сторону».
Это и подтолкнуло нас к созданию в 2016 году лаборатории социального кино «Третий сектор» со слоганом «Кино, меняющее жизнь к лучшему». Теперь мы не только снимаем, но и организуем медиакампании, которые помогают реализовать энергию зрителя, когда его переполняет желание что-то сделать. Мы указываем ему пути, помогаем участвовать в изменении реальности. Это отдельная профессия — социальное, или импакт-продюсирование, на Западе устоявшееся понятие, для России же это дело совсем новое, сложное, но крайне увлекательное. Мы создали первый в России проект по принципу импакт-продюсирования «Услышь меня» — фильм и медиакампания посвящены тем, кто не слышит, но хочет быть услышанным. В стране около 13 млн человек имеют нарушения слуха, а около 300 тыс. живут в полной тишине — в параллельном мире, как иностранцы в собственной стране. В то же время развитый в России патернализм по отношению к людям с особенностями не учитывает в решениях, которые принимаются в их пользу, понимания — что действительно лучше для человека с инвалидностью. Например, людям с нарушением слуха запрещается работать на шумном производстве, чтобы сохранить остаточный слух. Но для такого человека этот остаток не всегда значим: он все равно не слышит — а работа важна, она позволит обеспечить семью… «Услышь меня» призван развеять мифы о глухих, дать им возможность без купюр рассказать о себе и повлиять на свою судьбу.
Благодаря частным пожертвованиям мы собрали для нашего проекта более миллиона рублей на «Бумстартере». Связанная с фильмом медиакампания привлекла партнеров — нас поддержали театры, актеры, звезды эстрады, представители бизнеса. А финансирование по схеме краудфандинга позволяет нам не фиксироваться на схеме «заказчик—исполнитель»: мы сами выступили инициаторами проекта.
После обсуждения темы с нашим старым другом Максимом Ларионовым, который сам слабослышащий и работает во Всероссийском обществе глухих (ВОГ), стало ясно, что тема отличная, фильма такого не было, нужно собирать пул партнеров и запускать производство. После ВОГ к нам присоединился фонд «Мелодия жизни» в лице Наили Галеевой. Фильм поддержали все крупнейшие производители слухового оборудования, работающие на российском рынке: Phonak, ReSound, Oticon, Advanced Bionics и группа компаний «Исток-аудио». Тут важно заметить, что каждая из компаний и фондов занимает определенные позиции в мире глухих. Например, «Мелодия жизни» занимается кохлеарной имплантацией, в то время как ВОГ — популяризацией жестового языка: это принципиально разные подходы к глухоте. Первые считают оптимальным реставрацию слуха и возвращение человека в мир слышащих, в то время как другие настаивают: глухие — это субкультура или даже отдельная нация, их не надо лечить. Необходимо было сшить все мотивации и подчас противоречащие позиции в единое полотно фильма, а затем и медиакампании. Это было непросто, однако мы сделали это.
Московская премьера состоялась в Международный день глухих — 25 сентября 2016 года — в кинотеатре «Космос». Единовременно фильм был показан по всей стране — к акции подключились более 60 городов. Спустя полгода после старта проекта медиакампания продолжает работать, идут показы в разных городах, в том числе в рамках Московского культурного форума-2017. В этом и следующем году мы планируем искать информационных и финансовых партнеров для показа на телевидении и организации автопробега «Услышь меня» по России с бесплатной проверкой слуха и информированием населения.
Это не только уникальный для России кейс социальных инвестиций в медиапроект, который призван коренным образом изменить отношение к глухим людям, но и способ отработать технологии дистрибуции такого контента. Потому что дальше мы планируем заняться другими темами: на очереди проект по социальному предпринимательству «Дело жизни» и тема пожилых людей в проекте «Они это мы». И мы на собственном опыте убедились — кино способно стать одним из самых мощных инструментов социальных преобразований в России, ее реформирования и развития.