Заслуженная артистка России и основатель благотворительного фонда «По зову сердца» Диана Гурцкая поделилась с +1 своими впечатлениями от участия в картине.
— Фильм недавно вышел в прокат, и многие его уже посмотрели. Можно ли сказать, что он отражает часть и вашей биографии?
— В какой-то степени — да. В этом фильме я озвучивала маму главного героя. И эту роль я не отыграла, а прожила: с одной стороны, я сама — мама, которая переживает за своего ребенка, с другой — я вспомнила, как моя собственная мама относилась ко мне и как во всем поддерживала. Как и герой фильма, я тоже иду своей дорогой, несмотря ни на что. Много раз и спотыкалась, и разочаровывалась, люди часто не верили, что у меня что-то может получиться. На конкурсе «Ялта-Москва-Транзит-95», где меня увидел Игорь Николаев, все участники были зрячими, и понятное дело, было сложно. При мне моему брату говорили: «Зачем ты ее мучаешь? Отправь домой, здесь она ничего не сможет сделать». Но даже просто выйдя на улицу, мы не сможем сказать, что кому-то сейчас живется легко. И дело здесь не в черных очках.
— Как вы считаете, история успеха главного героя — Салии Кахаватте — может ли повториться в России?
— У нас в стране сейчас очень многое меняется, и молодые люди с инвалидностью многого добиваются, пусть и маленькими шажками: кто-то играет в театре, кто-то поет, кто-то работает юристом. Среди нас есть потрясающие люди, профессионалы своего дела. Личный пример для меня — Олег Николаевич Смолин. А нам самим нужно показать, что мы все можем, все сделаем и ничего в этой жизни не боимся. Это увидят остальные люди и государство, и будут стараться еще больше поддержать. Может показаться, что я сейчас все описываю в розовом свете, но ничего подобного: народ у нас очень душевный.
— А какое на вас произвел впечатление автор сценария и прототип главного героя? Вы же с ним лично встречались...
— Впечатления очень хорошие, очень яркие. Еще до премьеры я уже была знакома с ним через сценарий, в котором он описал свою жизнь, и как ему приходилось притворяться зрячим, чтобы не быть отвергнутым. И поэтому было ощущение, что мы знакомы уже несколько лет. И у него, и у меня ничего так легко в жизни не получалось и не получается до сих пор, поэтому наши судьбы похожи. Безусловно, есть вопросы, которые мне хотелось бы когда-нибудь ему задать.
— Вы сами как предпочитаете смотреть кино: традиционно или в тифловерсии?
— Я с детства любила ходить в кино и в театры, и меня всегда приучали к тому, что я такая же, как все. Я смотрела кино, как и мои ровесники, мои сестры и братья. И я специально говорю не «слушать», а «смотреть». Смотреть по-своему, своими внутренними ощущениями. Когда так живешь всю жизнь, то уже привыкаешь и догадываешься, что происходит, или кто-то тебе объясняет. Но когда появились тифловерсии, я была очень рада. Моей мечтой было тифлокомментирование в театре, чтобы незрячие люди могли лучше понимать, что происходит на сцене, и об этой мечте я рассказала Сергею и Ирине Безруковым. И вот сейчас такая возможность есть в Губернском театре у Сергея Безрукова: я смотрела там спектакль «Пушкин» с комментариями Ирины. У нее грамотный, профессиональный подход, она очень близко к сердцу принимает ситуацию незрячих людей, эмоционально наполняет свою работу.
— Можно ли говорить о том, что ассистивные технологии уже вошли в повседневную жизнь незрячих людей?
— Думаю, да, я не могла представить, что смогу самостоятельно пользоваться не кнопочным мобильным телефоном, а сенсорным смартфоном. Ещё пять лет назад звуковые программы для телефонов стоили очень дорого — от ста долларов — и привязывались к конкретному аппарату. А сегодня основные компании-производители включают голосовое сопровождение сразу в программы телефона, сотовые операторы создают специальные тарифные пакеты. И меня очень радует, что «Билайн» и другие компании все большее внимание уделяют инновационным разработкам, таким как выпуск специального тифлоприложения для этого и других фильмов. Поверьте, это большое счастье, когда не приходится просить кого-то объяснять происходящее на экране. Вообще, невозможно решить проблемы построения безбарьерной среды только силами государства. Чем больше будет бизнес реализовывать свою долю социальной ответственности, тем скорее у нас появится общество равных возможностей.