На смену подаркам и развлечениям приходят эффективные инструменты социализации детей из детских домов
Анастасия Ложкина, директор по фандрайзингу благотворительного фонда «Арифметика добра»
Вспомните, как часто вы принимаете гостей? Вам понравится, если каждый день на протяжении двух недель к вам домой будут приходить незнакомые люди, дарить подарки, а взамен ждать выступления с песнями, танцами и стихами? Наверное, большинство из вас ответит отрицательно. Тем не менее, многие компании реализуют свою социальную ответственность в отношении воспитанников детских домов именно таким образом, особенно перед Новым годом. Подарки и поездки в сиротские учреждения накануне праздников, развлекательные шоу и концерты, оснащение современными компьютерами и бытовой техникой — все это примеры бессистемной поддержки, которая никак не связана с реальными потребностями детей.
У благотворителей возникает вопрос, как по-настоящему помочь детям-сиротам и привлечь к этому своих сотрудников? Отвечаем: важно не просто провести мероприятие, а найти те точки соприкосновения бизнеса и общества, которые позволят реализовать выгодные всем сценарии.
Например, коммерческие компании с их финансовыми возможностями, компетенциями и опытом в разных отраслях могут эффективно инвестировать в обучение и профессиональную подготовку воспитанников. В отличие от игрушек, гаджетов и концертов, хорошее образование — это подарок на всю жизнь. Для крупного бизнеса подобные программы имеют свою привлекательность. Они позволяют формировать кадровый резерв «под себя». Так что сегодня у ряда компаний корпоративная социальная ответственность включает создание и поддержку собственных образовательных модулей.
Другой эффективный вариант — сотрудничество с благотворительными фондами, которые владеют проблемой на экспертном уровне, но нуждаются в донорах для воплощения своих планов в жизнь. Партнеры «Арифметики добра» активно поддерживают образовательную программу «Шанс» для детей-сирот по обязательным предметам школьной программы в 24 регионах России. Более 1000 детей занимаются с преподавателями через интернет по индивидуальной программе.
Активное вовлечение сотрудников — это инструмент, который с успехом используют многие партнеры фонда: Pirelli, PepsiCo, SAP, PwC, Mazars. Благодаря интерактивным мероприятиям — велоквесту, благотворительному пробегу или ярмарке, творческим мастер-классам, семейным благотворительным праздникам — люди знакомятся с жизнью и проблемами детей.
Они узнают, что провести экскурсию по месту работы, участвовать в спортивных мероприятиях вместе с детьми, стать наставником для ребенка, волонтером на профориентационных квестах лучше, чем ездить в детские дома по праздникам. Если компания от себя удваивает личные пожертвования сотрудников, они получают дополнительную мотивацию, а благотворительная программа длится дольше и дает лучшие результаты. Получая «правильную» помощь, сироты становятся не только объектом социальной политики компании, но и частью жизни каждого члена команды.