Российские дети осваивают электронные деньги и учатся контролировать расходы
Елена Луценко, руководитель образовательных программ группы QIWI
Знаете ли вы, что каждый третий российский подросток берет деньги в долг? Время от времени это делают большинство детей, а порядка 2% — постоянно. Каждый четвертый из числа должников не в состоянии вернуть деньги в срок, 13% занимают повторно. Всероссийский опрос школьников, проведенный в 2015 году аналитическим центром НАФИ, показал: пик долговых практик приходится на 17-летних подростков. Они берут взаймы и перекредитовываются в семь раз чаще, чем те, кому 14. По данным Ipsos Comcon, совокупный оборот карманных денег российских детей в возрасте до 15 лет приближается к 800 млн руб. в неделю. При этом анализ структуры детских трат наглядно демонстрирует, что карманные деньги просто «проедаются» и тратятся на спонтанные покупки. Следующий шаг — долги.
К сожалению, детям не всегда доступна информация, которая помогает принять правильные решения. Редкие школы могут похвастаться уроками финансовой грамотности. А родители — основной источник «дохода» 80% детей — как правило, не являются примером для подражания. И когда у ребенка появляются новые потребности, четких представлений о том, откуда берутся деньги и как правильно их потратить — нет. По данным Ipsos Comcon, 37% детей пользуются платежными терминалами, около 15% владеют электронными кошельками, и еще 5% — банковской картой. Поэтому очень важно, чтобы первый опыт использования финансовых сервисов был положительным и вошел в привычку.
С 2014 года более 4 тысяч школьников из Москвы, Севастополя, Уренгоя, Краснодарского края, Екатеринбурга и других городов России приняли участие в образовательной программе QIWI FINTEEN. В результате они освоили азы финансовой грамотности, протестировали продукты и сервисы, узнали об интересных финтех-профессиях. Анализ финансового поведения детей показал, что после получения даже элементарных знаний они начинают более ответственно тратить карманные деньги, осознанно относятся к семейному бюджету.
Первые результаты обучающих программ QIWI демонстрируют, что, во-первых, электронные деньги дисциплинируют, повышается контроль за собственными расходами. Во-вторых, обучение работе с электронными платежными сервисами учит избегать типичных ошибок при совершении онлайн-покупок и денежных переводов. Дети становятся менее уязвимыми для «ловушек маркетологов» и разных видов мошенничества. Родители могут установить финансовую связь с ребенком, привязав карту несовершеннолетнего к своему электронному кошельку.
Электронный кошелек помогает решать детские проблемы, которые не всегда очевидны для взрослых. С одной стороны, это безопасная форма копилки, спасающая от посягательств со стороны старшего брата или сестры. С другой, родственники могут перечислять денежные подарки через интернет, и так проще делать крупные покупки. Дети учатся сравнивать цены и заказывать товары в интернет-магазинах.
Ответственное и стабильное обращение с финансами со стороны пользователей — вот в чем напрямую заинтересован любой платежный сервис, и QIWI здесь не исключение. А число несовершеннолетних участников интернет-процессов в последнее время неуклонно растет.