Почти половина человечества пользуется социальными сетями. В разгар пандемии COVID-19 именно они стали одним из основных способов коммуникации и одним из крупнейших источников фейковых новостей. Plus-one.ru разобрался, как соцсети меняют нас и нашу жизнь и почему их стоит дозировать.
Это более 3,8 млрд человек, говорится в отчетах We Are Social и Hootsuite о состоянии цифровых технологий в мире. Только за прошедший год новыми пользователями стали 321 млн (прирост более чем в 9%), и эта цифра будет расти. В среднем человек проводит в соцсетях 2 часа 24 минуты. Чем моложе пользователь, тем этот показатель больше: 2 ч 53 мин — от 16 до 24 лет, 2 ч 14 мин — от 35 до 44 лет, 1 ч 20 мин — от 55-ти до 64-х. Совокупное время, которое люди во всем мире тратят на социальные сети, составляет 1 млн лет каждый день.
Согласно опросу общественного мнения Eurobarometer, 71% жителей ЕС заявляют о том, что сталкиваются с фейковыми новостями несколько раз в месяц или чаще. По данным исследования американского Университета Колорадо в Боулдере, основной канал распространения недостоверных новостей — Facebook, обогнавший по их количеству Twitter. Впрочем, соцсети начали бороться с ложной информацией. Twitter маркирует вводящие в заблуждение сообщения, в том числе президента США Дональда Трампа. Facebook создал систему для противодействия дезинформации о COVID-19.
Недостоверная информация в сети не только вводит в заблуждение, но и порождает панику. Согласно исследованию Королевского колледжа Лондона и агентства Ipsos Mori, люди, основным источником новостей для которых являются социальные сети, более склонны верить в теории заговора вокруг происхождения COVID-19 и реже следуют требованиям властей по соблюдению правил безопасности. Согласно исследованию группы ученых из университетов Китая и Канады, чем больше времени человек проводит в социальных сетях, тем чаще у него развивается депрессия на фоне пандемии коронавируса и тем тяжелее депрессивные симптомы. Скорость, с которой распространяется информация о COVID-19, получила название «инфодемия». Термин был придуман еще в 2003 году во время вспышки атипичной пневмонии, однако особенно активно используется во время пандемии коронавируса.
Поведение человека в соцсетях пристально изучается учеными уже много лет, разработана специальная терминология. Например, определение «усталость от соцсетей» (social media fatigue). Это состояние, когда человек хочет уйти из социальных сетей, потому что перегружен информацией, беспокоится о конфиденциальности своих данных, ему в тягость огромное количество друзей и подписчиков, на поддержание связей с которыми приходится тратить слишком много времени. Некоторые термины, описывающие проблемы пользователей соцсетей, пришли из других областей. Например, FoMO (fear of missing out, синдром упущенной выгоды) — навязчивое состояние, при котором человек боится пропустить интересное событие или хорошую возможность. Впервые этот феномен был выявлен в 1996 году маркетологом Дэном Германом.
Социальные сети были придуманы, чтобы помочь человеку справиться с одиночеством, но реальность выглядит иначе. Несмотря на огромное количество френдов, люди продолжат ощущать себя потерянными. 43% респондентов в возрасте до 40 лет заявили, что социальные платформы часто вызывают у них это чувство. Примечательно, что оно напрямую зависит от потраченного времени: американцы в возрасте от 19 до 32 лет, которые проводят в соцсетях более двух часов ежедневно, в два раза чаще чувствуют себя одинокими, чем те, кто делает это по 30 минут в день.
Использование ресурсов типа Facebook, Instagram и Snapchat может не только усилить одиночество, но и привести к депрессивным состояниям, говорится в исследовании Университета Пенсильвании. «Когда человек следит за событиями в жизни других людей, в особенности в Instagram, очень легко поддаться мысли, что все остальные живут лучше него», — объясняет глава исследовательской группы Мелисса Хант.
Время, проведенное в интернете, и депрессивные состояния связаны напрямую. Об этом еще в 1998 году писал американский психолог из Университета Карнеги-Меллон Роберт Краут. «Социальные сети могут порождать весь спектр эмоций. Состояния могут варьироваться от эйфории до глубоких депрессии и истощения. И это относится ко всем возрастам без исключения», — рассказывает Патрисия Братт, директор Академии клинического и прикладного психоанализа, Ливингстон, штат Нью-Джерси. По данным исследования, которое финансировалось Национальными институтами здравоохранения США, у тех, кто постоянно сидит в соцсетях, депрессия развивается в 2,7 раза чаще, чем у тех, кто пользуется этими ресурсами минимально. Основные причины подавленного состояния — это время, потраченное в виртуальном мире вместо реального, зависть, стресс, синдром упущенной выгоды, кибербуллинг. Интересный вариант решения последней проблемы придумали японцы: они создали социальную сеть без негативных комментариев.
Почему, несмотря на тревогу и депрессивные состояния, которые провоцируют социальные сети, люди продолжают в них сидеть? По данным опроса Global Web Index, главная причина в том, что с помощью этих платформ они стремятся поддерживать отношения с друзьями и родственниками. По данным опроса ВЦИОМ, 88% российских пользователей сети обращаются к интернету с этой целью. Не менее важно быть в курсе новостей и происходящих событий. Свыше половины респондентов, участвовавших в опросе Reuters Institute Digital News Report 2020, говорят, что используют социальные медиа для доступа к новостям, что более чем вдвое превышает число читающих печатные издания. Люди также используют соцсети для развлечения и поиска веселого контента — так они проводят свободное время, а еще просматривают информацию о товарах и услугах, которые планируют приобрести.
Несмотря на все минусы, с профессиональной точки зрения социальные сети могут оказаться полезными и помочь в поиске работы. В условиях пандемии кадровые специалисты переводят процессы найма полностью в онлайн и используют для этого онлайн-конференции, социальные сети, мессенджеры и др. Грамотно составленный профиль может стать хорошим бонусом к резюме и помочь потенциальному работодателю оценить навыки соискателя. И наоборот, рекрутер после просмотра аккаунта может выявить негативные с его точки зрения качества кандидата и посчитать его непригодным. По данным опроса Career Builder, около 70% работодателей используют социальные сети для поиска кандидатов, из них 43%, оценив страницы соискателей, пригласили их на работу, а 57% не стали этого делать, потому что нашли там неподходящий контент. При этом почти половина работодателей (47%) отмечают, что с меньшей вероятностью позовут кандидата на собеседование, если не смогли найти его в интернете.
34% респондентов исследований Ofcom заглядывают в Facebook каждые десять минут, а двое из пяти взрослых проверяют телефон в течение первых пяти минут после пробуждения. Характерные признаки зависимости от соцсетей — человек предпочитает общение онлайн живому контакту, испытывает негативные эмоции, если кто-то пытается оторвать его от сети, врет окружающим о том, сколько времени проводит в социальных медиа, решает в них эмоциональные проблемы, потому что не может сделать это в личном общении, — то есть заходит в соцсети, чтобы выплеснуть эмоции, и т. п. Появляются даже специфические привычки и фобии, связанные с постоянным использованием мобильных устройств и интернета. Например, «фаббинг»: когда человек постоянно отвлекается на просмотр телефона вместо поддержания разговора с собеседником. Или «номофобия» — боязнь остаться без мобильного телефона. По данным SecurEnvoy, номофобией в 2012 году уже страдали 66% британцев: они все время проверяют, с собой ли у них телефон, и волнуются, не потеряли ли его где-то.
Чтобы вспомнить жизнь за пределами соцсетей и интернета в целом, все больше людей устраивают себе так называемый цифровой детокс (digital detox), то есть сознательно отказываются от интернета, чтобы отдохнуть от бесконечного информационного потока. Более 73% россиян, по данным опроса ВЦИОМ, убеждены, что в современном мире необходимо периодически отдыхать от интернета. За последний год 47% российских пользователей сознательно отключали интернет как минимум на сутки, а 18% из них делали это один или несколько раз в неделю. Большинство опрошенных (82%) не испытали при этом никаких особых ощущений, а негативные эмоции из-за невозможности пользоваться сетью были у каждого десятого участника опроса. Примерно такая же доля респондентов (7%) испытали положительные эмоции — спокойствие, расслабленность, радость.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Автор
Александра Ходонова