Ученые обнаружили первый в истории космический ураган

Ранее космические плазменные ураганы были только гипотезой — теперь удалось впервые заметить такое явление в верхних слоях земной атмосферы.

Спутник GPS на орбите Земли

Исследователи в Университете Ридинга и Университете Шаньдуна заявили, что им удалось обнаружить первый в истории наблюдений космический плазменный ураган. Изучив данные за 2014 год, эксперты заметили аномальное движение плазмы, прошедшее через верхние слои атмосферы Земли (ионосферу и магнитосферу). Явление продолжалось в течение восьми часов и достигло 1 тыс. км в диаметре.

Ранее космические ураганы были только гипотезой, не подтвержденной наблюдениями. Ученые полагали, что звездные ветра и скопления плазмы могут формировать подобные явления и в других звездных системах и в межзвездном пространстве — магнитные поля встречаются часто у звездных тел. Однако никаких признаков таких ураганов в атмосферах других планет ранее не наблюдалось. Авторы исследования назвали открытие космических ураганов прорывом в науке.

Куинг-Хе Жанг, главный автор работы, рассказал, что ему удалось заметить признаки десятков других космических ураганов, прошедших через атмосферу Земли. Ученый надеется, что международное внимание к феномену вырастет и метеорологи в разных странах помогут понять, как формируются такие явления.

Майк Локвуд, один из авторов, отметил, что, как и обычные атмосферные шторма, космические плазменные ураганы могут наносить ущерб человеческой деятельности, но вместо дождей эти ураганы приносят потоки электронов. Такие явления могут повредить работе спутниковой и радиосвязи, затруднить работу навигационных и коммуникационных систем.