Новый закон об ограничении опасного топлива в Арктике под угрозой из-за российских торговых судов

Международная мореходная организация готовится принять ограничения на выбросы в арктических водах тяжелого нефтяного топлива (HFO), которое вступит в силу с июля 2024 года. Однако в проект уже включено множество исключений, позволяющих кораблям продолжать выбросы вплоть до 2029 года.

Plus-one.ru рассказывал, что в последние годы в Северном Ледовитом океане появляется все больше торговых судов, совершающих выбросы черного углерода и других вредных для экологии веществ. Поскольку воды Арктики нагреваются все сильнее из-за климатического кризиса, растет пропускная способность Северного морского пути. В связи с этим, большая часть роста судоходства приходится именно на Россию.

Эксперты в Международном совете чистого транспорта (ICCT) отмечают, что большая часть исключений в новом законе о выбросах HFO также приходится на Россию. Перевозка и сжигание HFO было запрещено в водах Антарктики еще в 2011 году, однако из-за большого количество полезных ископаемых в Арктике такой закон еще не принят, во многом из-за усилий РФ. Авторы исследования подчеркивают, что осталось всего два месяца, чтобы внести изменения в законопроект и сделать его более жестким.

По мнению российской стороны, запретить использование HFO в Северном Ледовитом океане трудно, поскольку от этого пострадают местные сообщества и экономика региона. В Финляндии, Германии, Исландии, Нидерландах, Новой Зеландии, Норвегии, Швеции и США считают, что риск разлива такого топлива перевешивает экономические опасения. Илан Келман из Университетского колледжа Лондона подчеркивает, что у мирового сообщества сейчас нет технологий для ликвидации подобных разливов в Арктике.

В Международной мореходной организации намерены ввести ограничение на выбросы HFO в Арктике, однако по инициативе России в него внесена поправка — государствам будет разрешено перевозить HFO в своих территориальных водах. Иными словами, Северный морской путь останется открытым для российских танкеров от Финляндии до Китая. Также некоторым судам разрешат использовать HFO в исключительном порядке, поскольку их топливные баки имеют дополнительную защиту от разливов.

Если бы новый закон вступил в силу в 2019 году, то перевозки HFO через воды Северного Ледовитого океана сократились бы на 30%, сжигание такого топлива — на 16%, а выбросы черного углерода — на 5%. В таком случае 366 торговых судов получили бы исключительное разрешение на использование HFO в Арктике, 325 из этих судов — российские.

«Это неприемлемо, — считает Шиан Прайор, аналитик в Clean Arctic Alliance. — Если исключения будут существовать, то реальность мало изменится, когда закон вступит в силу в середине 2024 года». Эксперты подсчитали, что HFO и черный углерод стали бы встречаться на арктических судах на 75% и 25% реже соответственно, если бы закон вступил в силу в 2019 году без исключений для отдельных судов.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Автор

Никита Пономаренко