Ученые: онлайн-покуп­ки одновременно оказались наиболее и наименее вредны для экологии

Покупки у крупных онлайн-ритейлеров наносят наибольший вред окружающей среде. Причина кроется в выбросах парниковых газов, вызванных частыми поездками между складом и индивидуальным пунктом назначения.

Покупать в интернете становится все проще и удобнее, ассортимент безграничен, а ритейлеры доставляют товар на дом в кратчайшие сроки. Но не вредит ли онлайн-шопинг окружающей среде? Таким вопросом задались ученые нидерландского Университета Неймегена.

Согласно опубликованному исследованию, покупки онлайн оказались одновременно наиболее и наименее вредны для экологии. Ученые проанализировали углеродный след трех способов совершения покупок: классического похода в магазин, «bricks and clicks» (заказ товара в интернете или по телефону, с возможностью забрать покупку самостоятельно из магазина или оформить доставку на дом из магазина) и через крупных онлайн-ритейлеров (таких как Amazon), которые доставляют товары домой прямо со склада.

Исследователи рассмотрели различные факторы — от веса товара до энергопотребления магазинов и складов. Они обнаружили, что вариант «bricks and clicks» наиболее чист с точки зрения экологии. По мнению исследователей, доставка товаров в общем фургоне, который развозит заказы многим людям, в совокупности дает меньшее количество выбросов диоксида углерода, чем если бы каждый клиент ездил за своей покупкой в магазин и обратно.

Самым углеродоемким способом приобретения (при котором выделяется наибольшее количество парниковых газов) назвали покупки у крупных онлайн-ритейлеров. Это объясняется тем, что в подавляющем большинстве случаев клиенты заказывают доставку «на следующий день». Компании делают ставку на скорость, а потому им приходится жертвовать возможностью проложить более экономичный маршрут развоза. В связи с этим между складом и пунктом доставки поездок совершается значительно больше.

В то же время исследователи отмечают, что покупки онлайн очень часто оборачиваются возвратом товара (особенно это касается приобретения одежды), что приводит к дополнительным перевозкам и преждевременной утилизации товара.

Ученые не смогли дать однозначный ответ в отношении классического похода в магазин. «Здесь ключевую роль играет страна пребывания, — сказал эксперт отдела экологических наук университета Неймегена Садег Шахмохаммади. — К примеру, в США 95% посещений магазина совершается на автомобиле, соответственно, этот вариант очень углеродоемкий. В то же время мы наблюдаем обратную картину в Нидерландах, где почти такой же процент покупателей ездят за покупками на велосипеде или ходят пешком».

Ранее +1 сообщал, что концентрация диоксида углерода в атмосфере достигла самого высокого уровня за 3 млн лет.

Автор

Иван Лидский