По данным Банка России, дефицит квалифицированных специалистов достиг максимума за последние 25 лет. Некоторые эксперты связывают это с проблемами с профориентацией: по результатам исследования агентства развития профессий и навыков WorldSkills Russia, 70% школьников не знают, чем хотят заниматься в будущем. В результате многие подростки теряют интерес к выбранной сфере, а рынок труда не получает достаточное количество специалистов. Plus-one.ru рассказывает о том, как современные выпускники выбирают свое призвание и может ли школа помочь им подойти к этому вопросу более осознанно.
Одна из причин дисбаланса на рынке труда — новое поколение не привлекает карьера в сфере производства. Зачастую это связано со стереотипами. Например, как отмечает руководитель отдела продаж Деденевского завода металлоизделий Владимир Толстиков, профессию сварщика воспринимают как бесперспективную и низкооплачиваемую. Но на самом деле грамотный специалист зарабатывает от 120 тыс. руб. в месяц и может претендовать на повышение.
Неосведомленность о ситуации на рынке труда приводит к тому, что многие люди ни дня не работают по своей специальности. По данным Росстата, так поступает каждый третий россиянин. Как отмечает заместитель директора по учебно-производственной работе ростовского ПТУ № 7 Ольга Шудрук, некоторые студенты вузов уже во время обучения понимают, что сделали неверный выбор, и начинают осваивать вторую, более востребованную профессию. Но при этом количество желающих поступить на «модные» факультеты не уменьшается. Так, вузы страны ежегодно выдают около 300 тысяч дипломов о юридическом образовании. По словам председателя Ассоциации юристов России Сергея Степашина, в этой сфере спрос на молодых специалистов не успевает за предложением. В итоге мечты о высокооплачиваемой «непыльной» работе часто не сбываются.
Что движет абитуриентами, готовыми бороться за право поступить на престижную, но невостребованную специальность? Исследование НИУ ВШЭ показало: образовательный выбор выпускников школ сложно назвать осознанным. Зачастую подростки плохо представляют собственное будущее, не могут проанализировать свои возможности и не понимают, кем хотят стать. Исследователи отмечают, что большинство школьников ориентируется на 7–10 профессий, которые они считают востребованными (юрист, менеджер и т. д.). Это сильно отличается от реальной ситуации. К тому же рынок труда постоянно меняется: по данным Атласа новых профессий, к 2030 году появятся 186 новых специальностей, а 57 исчезнут.
Настороженность вызывает и неспособность подростков аргументировать свой выбор: многие считают, что им нужно получить диплом вуза, но не могут объяснить, зачем. В итоге, как отмечает председатель комитета Госдумы по молодежной политике Артем Метелев, выпускники «либо поступают вслепую, либо за них поступают родители». Исправить ситуацию может развитие карьерной грамотности подростков.
Минпросвещения разработало новую программу профориентации школьников и рекомендовало внедрить ее уже с 1 сентября 2023 года. Нововведения коснутся учеников с 6-го по 11-й класс. Глава министерства Сергей Кравцов рассказал, что программа будет основана на принципах «дореволюционного, советского образования». Так, в СССР школьников знакомили с потенциальными работодателями и водили на учебно-производственные комбинаты. Это позволяло подросткам понять, нравятся ли им процесс труда и карьерные перспективы. Подобные экскурсии будут проводиться и сейчас, в том числе на Российские железные дороги и объекты Росатома — государственного холдинга, объединяющего более 400 предприятий атомной области.
Помимо этого, будут реализованы следующие направления профориентации:
Персонализированное обучение — профильные предпрофессиональные классы. Например, занятия по медицине и IT. После их посещения ученики сдадут экзамен и получат баллы, которые можно будет использовать при поступлении в колледжи или вузы.
Тематические уроки и внеурочная деятельность.
Посещение лекций и дней открытых дверей в колледжах и вузах.
Проведение родительских собраний, участие родителей в организации встреч школьников с представителями разных профессий.
За основу программы взят уже действующий проект ранней профессиональной ориентации — «Билет в будущее». В нем уже успели поучаствовать более 650 тысяч подростков.
А еще запланировано создать Службу трудоустройства подростков. Многие школьники хотят посвятить свободное время работе, и российские компании могут предоставить им эту возможность. Сейчас ученикам в основном предлагают низкооплачиваемую подработку на время каникул. Предполагается, что Служба трудоустройства защитит подрастающее поколение от недобросовестных работодателей и поможет выбрать дело по душе.
Мероприятия, посвященные выбору будущей профессии, проводятся по всему миру. Например, в Японии ученики 7–11 классов каждый год пробуют себя в 16 профессиях из разных сфер — от предпринимательства до сельского хозяйства. По результатам этих занятий каждый ребенок получает рекомендации по профессиональному развитию.
В Германии в программу профориентации включено проведение опросов и тестирования, а также посещение организаций, в которых работают родители школьников. По результатам тестов проводятся консультации, где ученикам объясняют, к какой деятельности они предрасположены. У выпускников есть два пути — продолжить обучение или получить все необходимые навыки на стажировке у работодателя.
А в Канаде центр профориентации есть при каждом вузе. Он помогает подросткам соотнести свои запросы с тенденциями рынка труда и образовательными возможностями (в стране можно получить степень бакалавра не только в вузе, но и в колледже). Если студент понимает, что сделал неверный выбор, ему помогают изменить траекторию обучения и оказывают психологическую поддержку.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Автор
Вера Жихарева