Повысит ли передача школ регионам качество образования

В декабре 2022 года был принят федеральный закон о возможности перевода управления школами с муниципального на региональный уровень. Авторы законопроекта утверждают, что это позволит устранить «разбалансировку системы образования». Кроме того, каждая школа, которую регион «примет на баланс», получит статус госучреждения, а значит — и бюджет на развитие, помощь в разработке методических материалов и достижении стандартов. Plus-one.ru разбирался, как новый законопроект повлияет на сферу образования.

В ходе эксперимента, в котором участвовали школы из 20 субъектов РФ, выяснилось, что региональные власти управляют общеобразовательными учреждениями лучше, чем муниципалитеты

Проблемы российского института образования

До принятия законопроекта около 40 тысяч школ страны подчинялись муниципалитетам (городским департаментам образования). Местные власти распределяли финансы, полученные из регионального бюджета, и назначали директоров по своему усмотрению. По словам первого заместителя комитета Госдумы по просвещению Яны Лантратовой, денег часто не хватало. Из-за этого ученикам приходилось получать знания в ужасных условиях — в некоторых классах давно не делали ремонт, на стенах видны следы плесени.

Еще одна проблема — неоднородное качество образования. Во многих сельских школах нет Wi-Fi. Или всего один компьютер на здание, подключенный к интернету по кабелю, — этого явно недостаточно, чтобы познакомить детей с новыми технологиями.

В пояснительной записке к новому закону говорится и о такой проблеме, как отсутствие единства в решении значимых вопросов в сфере образования. Финансами, выделенными на содержание школ, управляет слишком много людей, имеющих принципиально разные взгляды. Налицо расхождение позиций властей регионов и муниципалитетов, то есть договориться удается не всегда. Это мешает достигать целей в сфере образования.

Эксперимент по наделению регионов новыми полномочиями

Попытка перевести управление школами наверх была впервые предпринята в 2017 году. В этом эксперименте участвовало 20 регионов (субъектов РФ). Было протестировано три варианта передачи полномочий регионам:

передача права управления

передача управления образовательными учреждениями и их имущества

муниципалитет сохраняет свои полномочия, но активно взаимодействует с субъектами РФ

Эксперты Минпросвещения воздержались от публикации результатов эксперимента. Известно одно: региональные власти справились с управлением образовательными учреждениями лучше. Поэтому было решено дать субъектам РФ законное право распоряжаться бюджетом и имуществом школ, а также решать их актуальные проблемы. Предполагается, что наиболее сильные изменения почувствуют сельские образовательные учреждения. Благодаря средствам, выделенным регионами, они смогут достичь уровня городских школ. Но законопроект не сделал это правилом — субъекты РФ будут самостоятельно решать, брать на себя ответственность за конкретное учреждение или нет.

Задачи законопроекта

Вернуть школы государству

Новый законопроект позволит образовательным учреждениям заручиться поддержкой региональных властей и оперативно решать материально-технические проблемы, например приобретать новую мебель и стройматериалы. А еще — повышать квалификацию преподавателей и привлекать недостающих сотрудников.

Сделать финансирование сферы образования прозрачным

Всеволод Луховицкий, учитель московской школы «Интеллектуал», отметил: когда деньги приходят не напрямую в учреждение, а в муниципалитет, проследить за правомерностью их использования проблематично. Профсоюз «Учитель» неоднократно говорил о случаях, когда муниципальное звено управления направляло деньги не по назначению.

Создать единое образовательное пространство

Как отмечает глава Минобрнауки Ольга Васильева, школы страны не подчинялись ни министерству образования, ни региональным властям, а все федеральные инициативы носили рекомендательный характер. При этом муниципалитет самостоятельно формировал образовательные программы и по-своему истолковывал рекомендации Минпросвещения. Готовые программы значительно отличались и не всегда были содержательны. А это важно, ведь все дети должны получить базовый набор знаний.

Сократить цепочку принятия решений

Директор московской школы «Покровский квартал» Илья Новокрещенов отмечает, что передача управления в сфере образования на региональный уровень изменила саму суть его профессии. Если раньше директор лишь подтверждал смету на расходы, то сейчас он сам ее составляет. Человеку, который не понаслышке знаком с проблемами и достижениями школы, легче рационально распределить выделенные средства. Кроме того, после ликвидации промежуточного звена — муниципального органа власти — станет меньше начальников, решающих одну задачу. А значит — высвободятся дополнительные бюджетные деньги. Их можно направить, например, на поощрение педагогов.

Привлечь инвестиции

Научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» и кандидат педагогических наук Александр Адамский подсчитал, что на обновление инфраструктуры российских школ требуется около 4 трлн руб. В рамках бюджета невозможно выделить такую сумму прямо сейчас, а еще несколько лет ветхие здания сельских школ могут не выдержать. Александр Адамский предположил, что передача полномочий управления наверх привлечет в систему образования частные инвестиции. Инвесторам проще договориться с региональными властями, чем с каждым муниципалитетом по отдельности. Кроме того, они будут знать, на что конкретно потрачены вложенные средства.

Критика законопроекта

Директор центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий считает, что новый законопроект не решит проблему управления школами. Принятие решений на уровне региона уместно, например, в Москве, где легко выстроить коммуникацию и проконтролировать результат. Но в отдаленных субъектах РФ, таких как Якутия, это не так эффективно. Во-первых, сложно оценить потребности школы, ни разу не побывав там. Во-вторых, решения будут приниматься менее оперативно, ведь региональным властям потребуется время на обработку запросов. В подобных случаях лучше оставлять полномочия за муниципалитетом, отмечает эксперт.

Еще один спорный момент — решит ли законопроект проблему финансирования школ. Сейчас средств не хватает, а выделять больше денег из бюджета не планируется. Это значит, что расхождение в размерах норматива и реальной оплаты труда педагогов сохранится, спрогнозировал Сергей Косарецкий.

Достижение ЦУР 4

Четвертая цель, утвержденная ООН в 2015 году в рамках «плана достижения лучшего и более устойчивого будущего для всех», — обеспечение качественного образования. Каждый шестой ребенок в мире не посещает школу. Среди них больше всего девочек — в трети развивающихся стран им трудно поступить даже в первый класс.

Образование помогает бороться с нищетой и неравенством, делает жизнь людей более благополучной и стабильной. Предполагается, что благодаря законопроекту о передаче управления школами регионам дети из отдаленных населенных пунктов смогут учиться в более комфортных условиях, а учебные программы будут соответствовать стандартам, необходимым для поступления в вузы и успешного трудоустройства.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Автор

Вера Жихарева