Кто и зачем создает цифровые экосистемы

Экосистемы признаны одной из самых перспективных цифровых бизнес-моделей XXI века. Сегодня их участником является практически каждый. Например, экосистема VK знакома около 90% аудитории рунета. Plus-one.ru — о том, какие цифровые экосистемы существуют и почему их создание выгодно как для пользователей, так и для бизнеса.

Что такое цифровая экосистема

Это проект, объединяющий множество сервисов, партнеров и бизнес-процессов в общем интерфейсе, канале взаимодействия с пользователем. Важная особенность экосистемы — использование стратегии win-win, также называемой «эффективной взаимозависимостью». Например, сервисы «Яндекса» закрывают практически все основные потребности потребителей: вызов такси, покупка билетов, онлайн-шопинг, заказ еды, хранение и отправка документов и др. В результате доверие к бренду повышается, а упоминание о нем вызывает множество ассоциаций. При этом выгоду получают все — клиент (удобство и простота использования), бизнес (постоянный поток клиентов) и сам «Яндекс» (высокий доход от комиссий и других выплат партнеров).

Пространство экосистем — «бесшовное»: пользователь перемещается по нему, сам того не замечая. Это становится возможным благодаря единой учетной записи, раскрывающей данные аккаунта сразу для нескольких сервисов.

Алексей Петунин, управляющий директор SAP по работе с партнерами и быстроразвивающимися компаниями в России и СНГ, сравнил экосистемы с европейским семейным рестораном, куда хочется возвращаться, потому что все друг друга знают и чувствуют, что им здесь рады. Например, есть люди, которые принципиально покупают технику Apple, а есть приверженцы Android. И те и другие ощущают себя частью большого сообщества. Это повышает лояльность к бренду и положительно отражается на его репутации.

Какими бывают экосистемы

Аналитики делят «бесшовные» цифровые пространства на два вида:

1

Экосистемы транзакций. Цифровые платформы, объединяющие бизнес и потребителей. Пример: «Яндекс», Сбербанк.

2

Экосистемы решений. Создают и предоставляют продукт за счет объединения усилий нескольких компаний. Пример: BMW Group и Daimler AG совместно разрабатывают стратегию рынка беспилотных автомобилей.

Есть и другая классификация экосистем цифровой экономики:

Вертикальные. Бизнес-процесс построен на взаимодействии с одним продуктом — его презентации, продажах, доставке, обслуживании. Пример — сервис «ЛитРес», где можно не только приобрести электронные и бумажные книги, но еще и почитать и послушать их. Приложение строительно-ремонтной компании, оказывающей целый комплекс услуг — от помощи в выборе стройматериалов и оборудования до укладки ламината, тоже является вертикальной экосистемой.

Горизонтальные. Расширяются за счет присоединения смежных сфер и услуг. Пример — сервис для бронирования жилья Airbnb. Здесь можно не только найти подходящую квартиру, но и застраховать жилье, посмотреть, где любят отдыхать местные жители, выбрать экскурсии и т. д. Другой пример горизонтальной цифровой экосистемы — проект +1 («Плюс Один»). Он состоит из общественно-экологического медиа plus-one.ru, агрегатора некоммерческих организаций и благотворительных фондов +1Люди, онлайн-карты социально полезных сервисов +1Город, профессионального сообщества +1Платформа, а также премии за лучшие проекты и отчетность в области устойчивого развития «Визионеры. Управление изменениями».

Гибридные (омниканальные). Объединяют разные каналы связи и сервисы. Так, клиенты «Тинькофф Банка» могут в одной учетной записи купить билеты в театр, оплатить коммунальные услуги, записаться в салон красоты и многое другое.

В чем преимущества экосистем

Согласно прогнозам международной консалтинговой компании McKinsey, к 2025 году цифровые экосистемы будут генерировать около 30% дохода организаций. Пользователи выбирают этот формат сервисов за удобство и финансовую выгоду. Не требуется по нескольку раз в день вводить логин и пароль, если все, что нужно, доступно по одному ID. Например, единая учетная запись VK позволяет авторизоваться в десятках сервисов, в том числе доставке еды и продуктов Delivery Club, такси «Ситимобил», электронной почте Mail.ru.

Единая техподдержка тоже экономит время и нервы. Если ваш день не задался: привезли не те продукты, сиденье в такси было грязным, а банковскую карту заблокировали без причины, — вы можете пожаловаться на все это сразу, а не звонить на три перегруженных горячих линии.

Кроме того, экосистемная цифровая трансформация крупного бизнеса дает пользователю возможность получить более привлекательные условия, чем при обращении в разные компании. Например, оформив подписку — такие есть как за рубежом, так и в России:

Amazon Prime — свободный доступ к электронным книгам, медиатеке с фильмами и сериалами, бесплатная доставка товаров Amazon по территории США и т. д.

«СберПрайм» — онлайн-кинотеатр Okko, бесплатная доставка заказов из «СберМегаМаркета» и «СберМаркета», миллионы музыкальных треков, бесплатное обслуживание карты Сбербанка.

X5 Retail Group — скидки, бесплатная доставка и повышенный кэшбэк в магазинах сети «Пятерочка» и «Перекресток», доступ к сервису «Звук» с подкастами, музыкой и аудиокнигами, а также скидки на услуги партнеров: медицинского сервиса «Инвитро», онлайн-школы «Фоксфорд», электронной библиотеки «ЛитРес».

Пользователи уже успели оценить выгоду комплексных предложений экосистем: по данным McKinsey, 71% людей реагируют на них положительно.

Как экосистема помогает увеличить прибыль

Конкуренция на рынке приложений впечатляет: в Google Play ежемесячно появляется около 100 тысяч новых мобильных сервисов, а в App Store — около 30 тысяч. Однако пользователи предпочитают не перегружать смартфон, ограничиваясь в среднем 11 приложениями, не считая предустановленных. Естественно, у сервисов, открывающих доступ к множеству полезных функций, больше шансов уцелеть при «чистке» памяти устройства.

Кроме того, люди охотнее пользуются услугами и новыми товарами, если их можно заказать без дополнительных регистраций. Так, клиент, который вызвал такси и остался доволен своей поездкой, может захотеть отправить посылку с помощью этой же учетной записи. А единая программа лояльности еще больше укрепит его намерение оставаться верным выбранному бренду.

Некоторые компании объединяются в бизнес-экосистему, чтобы пользоваться общей базой клиентов, делиться опытом и повышать свою ценность на финансовом рынке. Например, до интеграции со Сбербанком у кинотеатра Okko было 600 тысяч подписчиков. На сбор этой базы компания потратила шесть лет. Через четыре месяца после подписания договора со Сбербанком число людей, оформивших платную подписку на Okko, превысило 1 млн. Скорость привлечения новых клиентов увеличилась почти в 12 раз.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Автор

Вера Жихарева