Как экологично работать в офисе

Мы научились осознанно ходить за покупками в супермаркет, отказываться от одноразовых вещей дома, заменять обычную косметику и бытовую химию на «эко». Но большую часть дня (восемь часов + обед) человек проводит не дома, а на работе. Насколько экологична наша офисная жизнь?

Лена Володина, журналист, экоблогер и амбассадор проекта +1Город (Полезный город), подготовила небольшую инструкцию, которая поможет вести экологичный образ жизни на работе — и если вы сотрудник организации, и если вы — владелец бизнеса и хозяин офиса, то есть человек с ресурсами и полномочиями.

Сортировка мусора

Важный этап — сортировка отходов. Если вы владелец бизнеса, договоритесь с мусоровывозящей компанией, поставьте контейнеры для раздельного сбора на кухнях и обязательно повесьте дружественные инструкции, чтобы сотрудники понимали, зачем это все нужно, и сортировали отходы по правилам. Одновременно уберите урны/корзины под столами сотрудников, чтобы сократить количество несортированного мусора. Тогда при необходимости что-то выбросить сотрудник вынужден будет дойти до контейнера.

Если вы сотрудник, а раздельный сбор отходов в компании не организован, возьмите ответственность за сортировку своего личного мусора. Заказали еду с доставкой в офис? Не выбрасывайте контейнер, если его можно переработать. Ополосните и заберите домой. Возможно, в следующий раз вы 10 раз подумаете: воспользоваться доставкой или все-таки спуститься в столовую. Кстати, если вам не нравится еда в офисной столовой — приносите ее в контейнере из дома.

Отказ от пластика

Если вы владелец бизнеса, перестаньте закупать пластиковые или «бумажные» тарелки и стаканчики. Среднестатистический сотрудник ежедневно пьет чай от двух до пяти раз. Это от 528 до 1 320 стаканчиков в год только от одного человека. Эти деньги лучше потратить на покупку керамических тарелок и кружек. Самые простые кружка и тарелка в магазинах IKEA стоят примерно по 60 руб. А базовый набор столовых предметов там выйдет около 100 руб. на человека. Можно попросить сотрудников принести в офис свою посуду (хотя бы кружку). Идеальный вариант — одновременно с этим нововведением установить на кухне посудомоечную машину. Траты на нее частично компенсируются экономией на объемах вывоза ТБО: ведь теперь контейнеры будут заполняться не так быстро.

Сокращение потребления бумаги

Если вы владелец бизнеса, попросите системных администраторов изменить настройки печати так, чтобы по умолчанию все документы распечатывались с двух сторон листа. Это позволит не только внести вклад в сохранение лесов, но и элементарно сэкономить на бумаге. Поставьте рядом с принтером контейнер для сбора макулатуры, чтобы сотрудники могли туда складывать неудачные копии. Содержимое контейнера можно будет сдать переработчикам.

Если вы сотрудник, отправляя документ на принтер, выбирайте опцию «двусторонняя печать».

Если вы владелец бизнеса, убедитесь, что туалетная бумага, которую вы покупаете, сделана из вторичного волокна. Это же касается бумажных полотенец. Пользуясь бумагой из первичной целлюлозы, вы отправляете в канализацию гектары леса. Еще более прогрессивный вариант — отказаться от бумажных полотенец в пользу автоматических сушилок для рук.

Также всем работникам офиса важно помнить простые правила: туалетную бумагу лучше смывать, чем выбрасывать. В канализации она растворится, а из мусорного ведра отправится на свалку (а там и так место закончилось). Смывать в канализацию бумажные накладки на сиденье унитаза не только экологично, но и гигиенично. Исключение — те случаи, когда администрация здания просит не бросать бумагу в унитаз. Такое бывает в зданиях с устаревшей канализацией.

И еще: вытирая руки бумажным полотенцем, старайтесь использовать один лист, а не два и более. Сначала будет казаться, что руки не до конца сухие, но очень быстро вы научитесь управляться одним листом.

Уменьшение энергопотребления

По статистике, самым затратным является кондиционирование помещения. Кондиционеры и отопительные приборы могут работать постоянно, но это бессмысленно, если в офисе никого нет, например, ночью или на выходных. Используя программируемые термостаты, можно настроить работу климатической техники по расписанию, чтобы к приходу персонала в офис в нем была комфортная температура. Так вы избежите лишних затрат.

Кроме того, в офисе следует отключать от электросети ненужную в данный момент технику и световые приборы, а также выключать свет в помещениях, где никого нет.

Озеленение офиса

Растения делают место работы не только красивым и приятным, но и полезным для здоровья сотрудников. К слову, загрязненность воздуха в помещениях иногда бывает выше, чем на улице. Кроме того, в сухом воздухе активнее распространяются бактерии и микробы. Растения и цветы повышают влажность, уменьшают риски заболеваний, снижают уровень шума, что благоприятно сказывается на работоспособности. Совершенно точно доказано, что зелень снимает усталость, поднимает настроение, стимулирует творческую активность.

Помните, что растения не должны мешать работе — загораживать проходы или затруднять открытие окон. Следуйте этим простым правилам — и получайте максимум пользы от озеленения офиса.

Важно! Владелец бизнеса может столкнуться с тем, что сотрудники не готовы разделять его экоинтересы, сортировать отходы или приносить из дома свои кружки. А инициативный сотрудник будет расстроен, обнаружив, что руководство не захочет масштабировать его экоидеи на весь офис.

В первом случае изменения лучше вводить постепенно, а каждый этап сопровождать объяснительной работой — письмом, дружелюбными напоминаниями, мини-лекциями.

Во втором — наберитесь терпения и просто делайте свое дело, подавая положительный пример коллегам и запуская реакцию автосинхронизации. Суть этого явления в том, что если хотя бы 5% людей с общими идеями начинают делать одно и то же, то к ним быстрее подключаются другие. Так что ваша задача — помочь собрать эту критическую массу героев, меняющих мир. А там и остальные подтянутся.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Елена Володина, Александр Гаджиев

Иллюстрации

Константин Чернов