Цифровая идентичность — это виртуальный образ пользователя соцсетей и других интернет-ресурсов, который складывается из его фотографий, личной информации и ценностей, которые он транслирует. Часто бывает, что сетевой персонаж мало чем соответствует реальному. Plus-one.ru разбирался, чем грозит стремление идеализировать свою цифровую проекцию.
Далеко не все пользователи соцсетей честны друг с другом. Пролистывая ленту новостей, мы зачастую словно попадаем в идеальный мир: улыбающиеся дети, фотографии отпусков и безмятежных прогулок, посты о личных и карьерных достижениях... Сложно удержаться и не начать искать отличия между окружающей вас реальностью и жизнью своих виртуальных друзей. Но то, что мы принимаем за идеал, может оказаться иллюзией.
Аналитики британского диджитал-агентства Custard выяснили, что лишь 19% пользователей соцсетей не стремятся приукрасить информацию о своей жизни. Остальные преувеличивают, фантазируют и врут, каждый о своем. Например, одни выкладывают фото из спортзала, в который ходят лишь для того, чтобы сделать селфи. А другие обрабатывают каждый снимок в фотошопе, доводя свой внешний вид до совершенства. При этом около половины пользователей заявили, что испытывают стыд и тоску из-за того, что не соответствуют собственным виртуальным образам.
Ложь в интернет-пространстве способна привести к так называемой «цифровой амнезии». По данным опроса, проведенного социальной сетью Pencourage, каждый десятый пользователь, искажающий действительность в своих публикациях, признался, что сам поверил в то, о чем рассказал своим виртуальным друзьям и подписчикам, и не может мысленно воспроизвести реальную версию событий.
Клинический психолог Ричард Шерри, один из основателей Международного общества нейропсихоанализа, отметил, что подобное может произойти с каждым, поскольку воспоминания очень хрупки и даже безобидные фантазии способны их изменить. Привычка постоянно представлять себя в более выгодном свете способна исказить даже нашу самоидентификацию. В тяжелых случаях человек перестает адекватно воспринимать свой жизненный опыт, внешность, голос, воспоминания. Финалом становятся чувство отвращения к себе и серьезные психические проблемы.
Это подтвердила и научная работа Жасмин Фардули и Ленни Вартанян из австралийского Университета Нового Южного Уэльса. Исследователи провели опрос среди 150 студенток и выяснили, что просмотр фотографий девушек из соцсетей вызывает у них мысли о собственной непривлекательности, желание ограничивать себя в еде, чтобы похудеть, и так далее. При этом наблюдение за реальными людьми или моделями из рекламных роликов не оказывает подобного эффекта.
Контроль сетевой идентичности, то есть принятие своего реального образа и отказ от попыток выдумать другой, более «совершенный», поможет сохранить ментальное здоровье и избежать многих проблем, в том числе депрессии, тревожности, расстройств пищевого поведения.
Также необходимо помнить о том, что соцсети — это практически неуправляемая информационная среда, которая часто содержит ложную информацию. Каждый человек выставляет на всеобщее обозрение лишь то, что ему хочется показать, а все остальное остается за кадром. В любом случае стоит воспринимать увиденное не как удар по самооценке, а как повод порадоваться за других, помечтать, зарядиться вдохновением, узнать что-то новое, подсмотреть интересную идею и воплотить ее в жизнь.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Автор
Вера Жихарева