Спасти здоровье: вредные факторы офисной работы

Офисная работа считается относительно безопасной. Но многие специалисты с этим не согласны: малоподвижный образ жизни, неправильное питание, избыток углекислого газа в воздухе и другие факторы способны нанести человеку непоправимый вред. Plus‑one.ru разбирался, как сохранить здоровье, работая в офисе.

Работа в офисе на первый взгляд выглядит абсолютно безопасно, но это далеко не так

Малоподвижный образ жизни

В рейтинге вредных факторов офисной работы, составленном Роспотребнадзором, сидячий образ жизни занимает первое место. Американский эндокринолог Джеймс Левин, автор книги «Get Up!» («Вставай!»), отмечает, что люди, которые проводят в сидячем положении больше восьми часов в день, в два раза чаще страдают от диабета и проблем с сердечно-сосудистой системой. Более того, по оценке специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), гиподинамия становится причиной 6% случаев преждевременной смерти.

Чтобы сохранить здоровье, стоит избавиться от привычки садиться при каждом удобном случае. Например, во время телефонных переговоров можно встать или даже прогуляться по коридору, выйти на улицу. А в общественном транспорте полезнее ехать стоя — конечно, если вы не относитесь к категории людей, которым рекомендовано сидеть. По словам инструктора по адаптивной физической культуре Анны Батрак, это отличная тренировка для вестибулярного аппарата и глубокой мускулатуры тела.

Не стоит забывать и о физической активности. Норма — не менее 75 минут высокоинтенсивных тренировок (бег, энергичное плавание, аэробика, быстрая езда на велосипеде и т. д.) в неделю. Или не менее 150 минут занятий в умеренном темпе (быстрая ходьба, танцы, работа в саду).

Сухой воздух

Отопительная система и кондиционеры способны осушить воздух до 20–30% — такой уровень влажности характерен для пустыни. В отличие от квартир, офисы редко проветривают: из-за плотной рассадки сотрудников сложно открыть окно, не причинив кому-нибудь дискомфорт. В итоге влажность воздуха практически всегда остается низкой — это может привести к проблемам со здоровьем:

Пересыхают слизистые оболочки глаз, горла, носа. Естественный защитный барьер организма нарушается, а риск заразиться инфекционными и вирусными заболеваниями становится выше.

Частички пыли поднимаются в воздух под действием статического электричества, распространяя бактерии, вирусы и аллергены.

Кожа теряет эластичность и покрывается микротрещинами.

Снижается работоспособность.

Оптимальный уровень влажности — от 40% до 60%. Самый эффективный способ повысить его — приобрести увлажнитель воздуха или настольный фонтан. Кроме того, можно поставить рядом с рабочим местом емкость с чистой водой или влаголюбивое растение, которое нужно ежедневно опрыскивать.

Во многих офисах и общественных зданиях концентрация CO₂ выше 1000 ppm (при норме не более 600–800 ppm)

Высокая концентрация углекислого газа

То, что мы привыкли называть духотой, на самом деле не недостаток кислорода, а избыток углекислого газа. Взрослый человек при дыхании выделяет 20–25 литров CO2 в час. Неудивительно, что при недостаточной вентиляции и нахождении большого числа людей в одном помещении уровень углекислого газа быстро превышает допустимую норму — 600–800 ppm (0,06–0,08%).

Согласно результатам исследования аудиторской компании из Нидерландов KPMG и британского Миддлсексского университета, во многих офисах и общественных зданиях концентрация CO2 выше 1000 ppm. В таких условиях людям труднее сосредоточиться, они могут ощущать сонливость и апатию, страдать от головной боли. Решение — регулярно открывать окна для проветривания, а во время перерывов — выходить на улицу.

Проблемы с питанием

Компания по проведению маркетинговых исследований ResearchMe и сервис доставки еды Delivery Club изучили пищевые привычки 1,7 тыс. сотрудников офисов. Выяснилось, что только 59% из них успевают полноценно питаться на работе. Когда человек пропускает обед, промежуток между приемами пищи становится слишком большим. Это приводит к замедлению обмена веществ: организм старается не тратить калории, а накапливать их в виде жировой прослойки. Нерегулярное питание грозит не только лишним весом. Как отмечает кардиолог Юрий Серебрянский, такой образ жизни повышает риск возникновения ишемической болезни сердца и образования атеросклеротических бляшек на стенках сосудов.

Еще одна проблема, с которой сталкивались участники исследования, — необходимость торопиться во время еды. 18% респондентов признались, что их обед длится не более 15 минут. При такой спешке пищеварительный тракт не успевает включиться в работу и вырабатывает мало желудочного сока. Со временем это может привести к гастриту или другим болезням органов пищеварения.

Выход — напомнить работодателю о своих правах. Согласно ст. 108 ТК РФ, сотрудникам необходимо предоставлять перерыв не менее 30 минут. А еду можно брать с собой, например, в термосе.

Нагрузка на глаза

По данным опроса, проведенного онлайн-сервисом для поиска работы HeadHunter, 55% офисных сотрудников к концу дня испытывают усталость глаз, 56% жалуются на снижение остроты зрения. Длительная фиксация взгляда на мониторе приводит к спазму аккомодации — ослаблению мускулов, которые помогают глазам фокусироваться сначала на ближних, а затем на дальних объектах и наоборот. Из-за этого очертания отдаленных предметов расплываются, как при близорукости. На начальной стадии спазм аккомодации поддается лечению, но если не принять меры, проблемы со зрением могут стать хроническими.

Кроме того, люди, которые долго работают за компьютером, реже моргают. Слизистая глаз пересыхает, появляется чувство жжения, рези. Ситуацию осложняют сухой воздух в помещении и работающий кондиционер — в таких условиях слезная пленка, увлажняющая роговицу глаза, испаряется еще быстрее.

Чтобы защитить зрение, нужно соблюдать правила работы за компьютером:

Оптимальное расстояние от глаз до монитора — 50–60 см.

Не следует работать в темном помещении или сидеть спиной к окну.

Каждый час необходимо делать перерывы. При этом время, потраченное на просмотр ленты соцсетей, не считается отдыхом. Лучше сделать гимнастику для глаз или посмотреть в окно.

А еще необходимо регулярно посещать офтальмолога: если нет проблем со зрением — раз в два года, при наличии заболеваний глаз — ежегодно или согласно рекомендациям врача.

ЦУР 3

Вредные факторы офисной работы негативно сказываются на здоровье людей, приводят к преждевременной смертности и распространению инфекционных заболеваний. Борьба с ними — одна из задач ЦУР № 3 «Хорошее здоровье и благополучие». Забота о сотрудниках выгодна для работодателей — она может снизить количество больничных и уровень текучки кадров, а также повысить продуктивность команды. Кроме того, каждый работник офиса может уменьшить влияние работы на собственное здоровье — делать перерывы в работе за компьютером и больше двигаться, не пропускать обеды, вовремя проветривать помещение.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Автор

Вера Жихарева