Сегодня социально активные компании привлекают лучших сотрудников на рынке. Сотрудничество с благотворительными организациями позволяет не только улучшить репутацию и сформировать позитивный образ бренда, но и повлиять на текучку кадров и эффективность труда. Plus-one.ru рассказывает, как компании используют филантропию для развития корпоративной культуры.
Этот мировой тренд становится популярным и в нашей стране. Компании отказываются от подарков сотрудникам на праздники, а сэкономленные деньги получает благотворительный фонд. Так бизнес создает корпоративную культуру, которая помогает совершать благие дела.
Сейчас все больше организаций поддерживают благотворительный тимбилдинг. Акции проходят по заранее утвержденному сценарию, а сотрудники получают от подопечных символические подарки, например открытки, сделанные своими руками. Компании участвуют в акции добровольно. Они же решают, какую сумму пожертвовать, это может быть от 10 тыс. до 3 млн руб.
Большинство сотрудников компаний поддерживает такие акции. В частности, об этом рассказала руководитель отдела корпоративных коммуникаций Deutsche Telekom IT Solutions Юлия Ястребова. По ее словам, коллеги всегда охотно участвуют во всех инициативах компании, которые связаны с благотворительностью. Для сотрудников это не PR-инструмент, а прежде всего возможность совершить благое дело, пояснила топ-менеджер. Кроме того, некоторые организации отказываются от празднования своего дня рождения, чтобы перечислить на благотворительность выделенный на праздник бюджет.
Принять участие в акции достаточно просто. Сначала нужно выбрать фонд. В первую очередь выбор будет зависеть от того, кому компания собирается оказать помощь: детям, пожилым, людям с различными заболеваниями, животным и т. д. Обычно на официальных сайтах фондов указана информация о возможных форматах благотворительного тимбилдинга.
Есть компании, которые не участвуют в благотворительных акциях, поскольку считают, что оставить партнеров или сотрудников без подарков — признак неуважения. Однако это не так. Фонд Хабенского провел исследование, которое показало, что бизнес оценивает партнеров не по тому, какие подарки они дарят на праздники, а по тому, какую пользу они приносят обществу и качеству сервиса. Кроме того, оказалось, что в преддверии праздников компании получают от партнеров столько подарков, что забывают, кто какой подарил. А сувениры, которые имеют отношение к благотворительности, лучше запоминаются.
Согласно опросу ВЦИОМ от 2021 года, почти треть (32%) сотрудников отечественных компаний считает, что корпоративное волонтерство обеспечивает лояльность персонала, а 17% — что оно помогает завоевать уважение не только бизнес-партнеров, но и общества в целом.
Корпоративное волонтерство укрепляет отношения в команде, дает возможность развиваться каждому работнику, а также снижает уровень текучки кадров. Филантропия выгодна бизнесу. Так, компания Watson, оказывающая услуги в сфере консалтинга, провела исследование, которое показало, что в компаниях, где работники вовлечены в благотворительность, выручка в расчете на каждого из них была на 26% выше, чем в компаниях, где добровольчество не являлось приоритетной целью. Кроме того, компании, практикующие корпоративное волонтерство, имели более высокую прибыль: в среднем для каждого инвестора она была больше на 13%.
Развитие корпоративной культуры нередко само подталкивает к благотворительности. Так, фармацевтический производитель «Пульс» решил отказаться от бурных празднований в пользу того, чтобы делать что-то хорошее для других. Только в 2022 году сотрудники компании организовали более 30 благотворительных мероприятий для детей из подопечных организаций в Хабаровске, Ярославле, Казани, Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге и других городах страны. Это оказалось важным опытом для сотрудников. По оценкам руководства, такой тимбилдинг позволяет работникам почувствовать, что они способны сделать что-то нужное и полезное. В «Пульсе» планируют и дальше развивать благотворительный тимбилдинг.
По итогам 2021 года в конкурсе социальных программ, который проводится Российским государственным социальным университетом (РГСУ) и АНО «Россия — страна возможностей» в партнерстве с Министерством экономического развития РФ, в номинации «Лучшая программа (проект), способствующая профессионализации некоммерческого сектора» победила компания «Т2 Мобайл» («Теле2»). В сотрудничестве с фондом «Навстречу переменам» она организовала инициативные группы с целью оказания помощи детям в сложных жизненных ситуациях, создания возможностей для получения ими дополнительного образования, организации программ реабилитации для нуждающихся, разработки решений для борьбы с буллингом, насилием в семье, подростковыми суицидами, алкоголизмом, наркоманией и другими проблемами. За 10 лет существования проекта в нем приняли участие более 600 сотрудников «Теле2», а помощь получили свыше 430 тыс. детей.
Многие компании поддерживают инициативы, направленные на помощь людям с инвалидностью, пожилым и другим социально уязвимым гражданам. Например, вместо привычных подарков сотрудникам покупают сувениры из магазинов и мастерских фондов. Это могут быть шерстяные носки, которые связали бабушки из домов престарелых, или свечи, сделанные незрячими.
Есть и другие инклюзивные проекты, в которых можно принять участие. Например, программа дружбы в фонде «Лучшие друзья». Волонтеры помогают людям с инвалидностью найти здоровых друзей. Вместе они могут гулять, ходить на мастер-классы, посещать другие мероприятия. Партнерами программы среди бизнеса выступают в том числе ПАО «МТС», служба экспресс-доставки DPD, сеть катков «Русская зима» и магазины косметики «Подружка».
Еще один крупный инклюзивный проект — платформа Everland по трудоустройству людей с инвалидностью. Кураторы программы помогают им не только найти работу, но и обучиться новой профессии. Проект поддерживают компании «Билайн», «М.Видео», «Эльдорадо», «Яндекс», X5 Group, «Вкусвилл» и многие другие.
Пациентам постоянно требуются как сама кровь, так и ее компоненты, например плазма. Многие люди имеют желание стать донорами, но у них нет возможности приехать на станцию переливания в рабочее время.
Организовать выездную процедуру можно прямо в офисе. С этим поможет один из десятков фондов, например «Подари жизнь». Перед встречей его представитель проведет лекцию для сотрудников, которые хотят поддержать акцию. Он расскажет, как все проходит, какое помещение понадобится, что не следует есть в день процедуры. За один раз донор сдает 450 мл крови, это безопасно для здоровья. Вся процедура, включая заполнение документов, занимает до получаса. Сам забор крови длится не дольше 10 минут.
Также сотрудники могут стать потенциальными донорами костного мозга. Подойдут люди в возрасте от 18 до 45 лет, которые не имеют противопоказаний — в частности, эндокринных и инфекционных заболеваний. Специалисты проведут тестирование, которое определит состав генов, и человека занесут в базу. Если пациенту с таким же набором генов понадобится пересадка костного мозга, с сотрудником свяжутся врачи.
Примечательно, что многие компании увязывают свои благотворительные проекты с Национальными целями развития страны. Так, 95% организаций соотносят свою деятельность с целью «Сохранение населения, здоровья и благополучия людей»; 86% называют в качестве ориентира «Комфортную и безопасную для жизни среду», 84% — цель «Возможность самореализации и развития талантов». Это самые популярные направления. 68% компаний заняты созданием условий для «Достойного, эффективного труда и успешного предпринимательства».
Развитие благотворительного тимбилдинга и корпоративного волонтерства в России способно решить многие социальные проблемы. Например, помочь социализироваться воспитанникам детских домов, дать работу и достойную оплату труда людям с инвалидностью, собрать кровь для всех, кто в ней нуждается. Каждый из нас может внести свой вклад в развитие волонтерства — руководители могут внедрять в компаниях передовые практики, а сотрудники — предлагать идеи добрых дел.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Автор
Виталина Слепухова