«Один потрогал тебя за плечико — и ничего, а другой — словно изнасиловал»

Гендерное равенство — одна из Целей устойчивого развития, которую мир должен достичь к 2030 году. Пока же, по данным ООН, каждая пятая женщина в мире подвергается физическому или сексуальному насилию хотя бы раз в год. При этом у россиянок зарплаты примерно на треть ниже, чем у мужчин. Дискриминация по половому признаку особенно ощутима в творческой сфере. Plus‑one.ru рассказывает о том, как актрисы сталкиваются с приставаниями за кулисами, на репетициях и пробах, а также с увольнениями при уходе в декрет.

Как выглядит харассмент в театральной и киносреде

Актриса Ева Ройтман, 29 лет

В ноябре 2016 года Еве, тогда еще студентке ГИТИСа, написал на почту некий Родион Бельков. Он представился режиссером ВГИКа и пригласил на пробы в фильме «Кукуй» (на сайте «Кинопоиск» есть едва заполненная страница этой картины о безуспешной попытке юноши из провинции поступить на актерский факультет в Москве, единственный актер и режиссер — Родион Бельков, дата выхода — 2021-й). В сценарии, который Родион прислал Еве, была сцена с обнаженкой, но о том, что раздеваться нужно будет уже на пробах, речи не шло.

«Я пришла в облегающей одежде, чтобы была видна фигура. Но меня попросили раздеться. Сначала я отказалась, но потом подумала, что режиссеру важно понимать, как я выгляжу — нет ли у меня татуировок, все ли эстетично и т. д. Я согласилась раздеться по пояс и не на камеру, — говорит Ева. — Родион начал читать реплики из сценария, и я, как учили, сразу стала играть. Тут я увидела у него в руках камеру с горящим красным огоньком. Я вежливо попросила ее выключить, но он сказал, что камера направлена в пол. Когда я продолжила играть, он попытался навести на меня камеру — я повторила свою просьбу. Когда это произошло в третий раз, я сказала, что одеваюсь, но готова пройти пробы в одежде. Режиссер стал кричать, что я плохая актриса. Пока я одевалась, он сидел молча, глядя в одну точку и прерывисто пыхтя. Было страшно — я не знала, что произойдет в следующую секунду», — рассказывает Ева.

В сентябре 2020-го актриса Мария Русанова рассказала на своей странице в Facebook о «пробах» у того же Родиона Белькова. Он пригласил ее в арендованную студию на Мосфильме. Сомнений у Марии не было до тех пор, пока она не пришла на место.

«Сразу поняла, что что-то не то. Свет не выставлен, старый Canon, петли (микрофона. — Прим. Plus-one.ru) нет — это не пробы. Тут он берет и столом припирает дверь, чтобы я не могла выйти, и говорит: „Давай раздевайся. Сейчас еще будешь с обнажением и далее сниматься“. Я сказала: „Нет, не буду“. Дальше он попробовал меня ударить, но я убежала», — сообщила Мария.

Постом актрисы поделились 624 раза, под ними оставили более 1 тыс. комментариев, каждый пятый — от девушек, которых Родион Бельков навязчиво (судя по скриншотам переписок) приглашал на пробы. Кроме того, Мария опубликовала кадры со съемок эротического фильма, на которых человек, похожий на Белькова, занимается сексом с неизвестной девушкой. Несмотря на общественный резонанс и внимание СМИ, Родион не скрывается: его профиль на фейсбуке на момент, когда писался этот текст, был активен, с указанием, что Бельков — режиссер. Plus-one.ru отправил ему сообщение c просьбой прокомментировать слова Евы и Марии. Он проигнорировал запрос.

Оперная певица Анастасия Большакова, 29 лет

Харассмент в театральной и киносреде — явление весьма распространенное. Часто актеры не понимают, где проходит граница между игрой и приставанием, ведь их учили в любой ситуации сохранять лицо. Об этом рассказала Анастасия Большакова, которая три года работала артисткой хора камерной сцены им. Б.А. Покровского в Большом театре.

«За все годы учебы в ГИТИСе и работы в театре я не сталкивалась с тем, что принято считать насилием. Но как-то играла представительницу древнейшей профессии, и один из артистов так активно изображал прелюдию, что я была уверена, что это она и была. Что я сделала тогда? Ничего. Я молча продолжила играть. Ведь я актриса, не хотела прослыть ханжой и услышать, что я плохо сыграла. Я заставила себя думать, что мне показалось», — говорит Настя.

Во время другой сцены ее коллега, изображая оргию, потрогал ее «за грудь». На возмущенный взгляд Насти он ответил: «Прости, не смог удержаться».

«Границы на сцене не то чтобы тонкие, они — эфемерные. Ты никогда не сможешь объяснить, почему один актер потрогал тебя за плечики — и это ничего, а второй потрогал иначе, с подтекстом, — и тебя словно изнасиловали», — отмечает Анастасия.

Ее слова Plus-one.ru подтвердила бывшая хористка «Новой оперы» Екатерина Сбытова. По ее мнению, внутри театра подобные шутки и приставания воспринимаются иначе.

«Наверное, если такое произойдет не в моем театре, я резко отреагирую. Если же у нас кто-то кого-то ущипнет в коридоре после любовной сцены, даже не знаю, как отвечу. Актеры часто заигрываются. И такие действия воспринимаются как цитаты из спектакля», — говорит Екатерина. Впрочем, она сомневается, что приставания на сцене и вне сцены допустимы.

К чему ведет гендерная дискриминация в театре

Оперная певица Ольга Мирошникова, 44 года

Гендерное неравенство может проявляться и по-другому. Например, когда с артистками, которые уходят в декрет, разрывают срочные трудовые договоры. И суды в таких случаях часто встают на сторону работодателя.

Бывшая хористка «Новой оперы», многодетная мать Ольга Мирошникова рассказала Plus-one.ru, что в августе 2021-го театр не продлил срочные трудовые договоры с 10 хористками и оркестрантками, ушедшими в декрет, в том числе с ней. По мнению певицы, так руководство решило показательно пресечь практику ухода в отпуск в связи с рождением ребенка, из-за чего приходилось брать на работу новых артисток и заново учить с ними репертуар. Точкой кипения, считает Ольга, стала ситуация, когда декретный отпуск взяли сразу шесть-семь хористок. В августе им сказали, что продлевать с ними трудовые договоры не будут. Позже руководство передумало и предложило продлить документы на полгода при условии, что сотрудницы выйдут из декрета в сентябре на полный рабочий день.

«За день работы в хоре платят 1,8 тыс. руб., няня же обойдется минимум в 3 тыс. в день. Где я возьму деньги?» — спрашивает Ольга, работавшая в «Новой опере» с 2003 года.

У мужчин таких проблем нет, говорит она. Напротив, обычно им платят на 10 тыс. руб. больше, чем женщинам, — в виде премий. Ставки же у мужчин и женщин в театре одинаковые — 40-50 тыс. руб. до вычета налогов, рассказывает хористка.

«Мужчины нечасто идут работать в хор, на них большой спрос. Тенор, бас, баритон — как правило, свободные вакансии. Поэтому мужчин пытаются удержать и деньгами, и особым отношением», — пояснила Ольга.

Впрочем, по ее словам, с солистами и солистками ситуация обратная, ведь на женщин-исполнительниц спрос больше: большая часть главных партий в опере — женские сопрано.

Plus-one.ru направил в пресс-службу «Новой оперы» вопросы о причинах увольнения артисток. В театре сообщили, что передали их юристам. За две прошедшие с тех пор недели нам так и не ответили.

Драматическая актриса Дана Назарова, 36 лет

В 2008-м Дана устроилась на работу в Московский драматический театр Армена Джигарханяна. В 2015-м она забеременела и, по ее словам, «работала до последнего с большущим животом». На седьмом месяце Дана спокойно отнесла в театр документы на отпуск в связи с рождением ребенка. Проблемы начались уже после появления дочки.

«Когда ей было два месяца, мне позвонили из театра и сказали, что нужно продлить срочный трудовой договор. После восьми лет работы в театре я доверяла бухгалтерам, поэтому подписала документы не вчитываясь. Вдруг на стол положили трудовую книжку. Бухгалтер с пунцовым лицом сказала мне, что уволить меня распорядилась тогдашний директор театра — Виталина Цымбалюк-Романовская. Я попыталась поговорить с ней и с Джигарханяном, но мне сказали, что они уехали», — делится своей историей Дана.

По ее словам, после увольнения ее уже не пускали в здание театра. Она подала в суд, тяжбы заняли полтора года, дело дошло до Верховного суда. Однако тщетно — восстановиться на работе не получилось.

«Когда дочке было уже полгода, пыталась устроиться в „Пятерочку“, но как только там узнали, что у меня маленький ребенок, отказали в трудоустройстве. Ведь я могла уйти в отпуск по уходу за ребенком. Сначала я растерялась — почти умерла (смеется). Потом восстала из пепла, стала сниматься в кино, работать в других театрах, пошла учиться в педагогический вуз, а сейчас заканчиваю аспирантуру», — говорит Дана.

В свою очередь, Виталина Цымбалюк-Романовская и другие представители театра говорили о том, что с Даной поступили по закону: она получила «все компенсации по беременности», а договор с ней не продлили потому, что она плохая актриса и театр в ней больше не нуждался.

* «Насилию.Нет» включен Минюстом в реестр НКО, выполняющих функции иностранных агентов.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Владимир Хейфец