Как открыть бизнес по сбору и переработке мусора

В России более 90% мусора отправляется на полигоны, а их число с каждым годом увеличивается. Переработка отходов может решать эту проблему, возвращая ресурсы в экономику. Отрасль обладает высоким потенциалом на фоне роста экосознательности людей и бизнеса, поэтому, если вы решили запустить «зеленый» стартап, сейчас самое время. Plus‑one.ru рассказывает о том, как выбрать нишу в мусорном бизнесе, какие документы нужны, сколько инвестиций потребуется на старте и другие важные нюансы.

Перспективность бизнеса по сбору и переработке мусора

В 2019 году стартовала мусорная реформа, которая призвана сократить объем отходов на полигонах и увеличить долю переработки мусора в России. Сегодня, по данным Счетной палаты РФ, перерабатывается только 7% отходов. К 2024 году планируется довести этот показатель до 36%, а в долгосрочной перспективе — до 70-80%.

Рынок активно растет, на нем пока нет крупных игроков, что создает предпосылки для появления новых крупных компаний в перспективе 5-10 лет, считает сооснователь и гендиректор сервиса эффективного управления отходами «Убиратор» Никита Никишкин.

Партнеры, которые помогут решать мусорные проблемы, понадобятся не только государству. Экологическую политику усиливают и частные корпорации. Акции по раздельному сбору и переработке отходов появились почти у всех крупных брендов и ретейлеров: у X5 Retail Group, «Магнита», «Ленты», «Детского мира», Ozon, Coca-Cola, Ikea и многих других.

«Существуют сегменты рынка, где без админресурса и умения выигрывать тендеры невозможно получить ни один контракт. В то же время есть рыночные ниши, где доминирует малый и средний бизнес: сбор коммерческого вторсырья — отличный пример 100% свободного конкурентного рынка. Государство местами упрощает ведение деятельности. Работать в таких условиях одно удовольствие», — добавляет Никита Никишкин.

Увеличить привлекательность бизнеса по переработке мусора может и запуск полноценного механизма РОП — расширенной ответственности производителей товаров за утилизацию упаковки. Согласно новой концепции минприроды РФ, с 2022 года производители должны утилизировать 100% использованной потребителями упаковки, а контроль за фактическим исполнением этого требования усилится.

Плюсы и минусы работы в отрасли

Плюсы

Возможность реализовать социальную миссию — защитить окружающую среду.

Государственная поддержка: грантовые конкурсы, отмена НДФЛ на сбор макулатуры, инициативы по отмене НДС на макулатуру и другие.

Относительно свободные бизнес-ниши с низкой конкуренцией.

Высокий технологический потенциал, что позволяет строить стартап за счет инновационных решений (фандоматы, системы трекинга, приложения и тому подобное).

Минусы

Необходимость крупных вложений при низкой инвестиционной привлекательности рынка.

Предубеждение общества — придется ломать стереотипы в пользу переработки и ценности вторсырья.

Недоверие со стороны партнеров из-за непрозрачности рынка (например, многие расчеты выполняются наличными).

Низкая рентабельность рынка по причине колебания спроса и цен.

Запуск бизнеса по сортировке и переработке отходов

Выбор направления

Организация раздельного сбора мусора

В последние годы компании активно «озеленяют» свои офисы — это часть их стратегий устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности. Важным этапом является организация раздельного сбора мусора. Для этого необходимо не просто установить контейнеры для сбора вторсырья, но и обучить сотрудников. Новому тренду следуют не только крупные корпорации, интерес есть и со стороны малого и среднего бизнеса, указывает сооснователь экоцентра «Сборка» Сергей Тушев.

Пункт приема вторсырья

Несмотря на то, что в России в рамках мусорной реформы в части регионов был введен раздельный сбор — во дворах были установлены контейнеры отдельно для вторсырья и смешанных отходов, востребованность пунктов приема все равно высокая. «Туда приходят либо те, кто не верит в саму систему контейнеров или видит, что соседи плохо сортируют отходы, из-за чего падает качество вторсырья, либо те, кто хочет сдать редкие фракции», — говорит Сергей Тушев. В таких пунктах принимают только чистое вторсырье, поэтому его рентабельность выше того, что оставляют в городских баках.

Вывоз вторсырья

Для обслуживания крупных объектов по вывозу отходов понадобится собственный парк мусоровозов, аренда или покупка в лизинг. Основная проблема заключается в том, что выгоднее вывозить крупные партии вторсырья (около 300 кг). Большинство магазинов и офисов, не говоря уже об обычных людях, не могут накопить такие объемы. На этом фоне начинают развиваться сервисы экотакси, которые готовы забрать меньший объем за счет новых подходов и оптимизации процессов. Например, бизнес-модель стартапа «Убиратор» не предполагает закупку собственного транспорта для вывоза: сервис объединяет тех, кто может вывезти вторсырье, с теми, кому нужно его вывезти.

Сортировка отходов

Запуск мусоросортировочного комплекса — это уже промышленные объемы, которые исчисляются сотнями тысяч тонн отходов в год. На конвейере мусор разделяют по фракциям, которые пригодны для переработки (стекло, металл, бумага и картон, определенные виды пластика) и непригодны. Затем отобранное для переработки вторсырье прессуется и складывается в накопительные бункеры. Когда собирается большая партия, вторсырье отдают переработчикам.

Переработка и компостирование

Мусороперерабатывающий завод занимается непосредственно утилизацией твердых бытовых отходов (ТБО). Каждый тип вторсырья перерабатывается с помощью различных технологий, например, дробления или измельчения. Компостирование является отдельным видом переработки только органических отходов. На заводе они перемалываются, высушиваются и брикетируются, превращаясь в удобрение для сельского хозяйства.

Документы для предприятия

Разрешительная документация зависит от направления, которое вы выбрали для стартапа. В этом смысле самым сложным является оформление полноценного мусороперерабатывающего завода — статуса индивидуального предпринимателя (ИП) для него недостаточно, нужно ООО (Общество с ограниченной ответственностью).

Также вам предстоит зарегистрироваться в ЕГИС УОИТ — государственной системе с информацией об отходах от использования товаров. И включить предприятие в территориальную схему обращения с отходами.

Базовый список документов для компаний в сфере сбора и переработки мусора включает лицензии Росприроднадзора (отдельно на каждый вид деятельности — сбор, транспортировку, утилизацию мусора и так далее), паспорт отходов и экологическую отчетность.

Все это обязательно при работе с отходами первого-четвертого классов опасности: лампами (I класс, чрезвычайно опасные) или батарейками (II класс, высоко опасные). К пятому классу относятся в основном наименее опасные бытовые отходы (например, пищевые отходы и бумага, полный перечень есть здесь) — для работы с ними лицензия не нужна.

«В случае со сбором и транспортировкой можно попробовать обойтись без лицензии, аргументируя это пятым классом опасности. Но если оказывать комплексные услуги на профессиональном уровне, что востребовано рынком, то вы все равно будете возвращаться к теме лицензирования. У клиентов высокие требования по этому блоку», — указывает сооснователь и лидер «ЭкоТехнологий» Дарья Савкова.

Также клиенты хотят быть уверенными, что вторсырье действительно будет переработано. Поэтому важно предоставить им документы, подтверждающие весь путь отходов вплоть до завода-переработчика, добавляет Никита Никишкин.

Закупка оборудования

Для запуска сортировочного комплекса или мусороперерабатывающего завода вам понадобится высокотехнологичное промышленное оборудование. В первом случае это автоматизированные сортировочные линии, во втором — различные грохоты и сепараторы для измельчения вторсырья. На обслуживание и ремонт такого оборудования стоит закладывать отдельный бюджет.

Для более простых видов бизнеса, таких как прием и хранение вторсырья, достаточно складского оборудования, такого как контейнеры и биг-бэги (специальные высокопрочные и объемные мешки). Какой бы бизнес вы не выбрали, выгодно приобрести пресс. Это позволяет максимизировать прибыль: прессованное вторсырье занимает меньше места, его охотнее и дороже принимают переработчики.

Подбор персонала

В отрасль сбора и переработки вторсырья часто приходят работать мотивированные и экосознательные люди, для которых забота об окружающей среде — часть образа жизни. По этой причине кадровые проблемы такому бизнесу удается решать через «ценностное совпадение», уточняет Сергей Тушев из «Сборки».

Здесь довольно развит институт волонтерства и сильна роль комьюнити. Главное — объединить вокруг себя единомышленников, даже если у них нет опыта. «Когда семь лет назад я начинал свой путь в этой сфере, в меня тыкали пальцем и говорили, что я сумасшедший. Сейчас все изменилось. Престиж отрасли растет, все больше квалифицированных кадров приходит на работу», — отмечает Никита Никишкин из сервиса «Убиратор».

Чем активнее развивается рынок, тем сильнее растет спрос на специалистов в области устойчивого развития. Желательно иметь в штате эколога, а в случае с мусороперерабатывающим заводом — это обязательное требование.

Поиск сырья

Большой и средний объем наиболее востребованных видов вторсырья (ПЭТ, ПНД, картон, алюминий) можно приобрести на мусоросортировочных станциях, производствах, складах, в распределительных центрах и ретейле. Маленькие партии доступны в экоцентрах и у индивидуальных предпринимателей. Если вы привлекаете конечных потребителей, чтобы они сдавали вам вторсырье, то здесь лучше всего работает сарафанное радио, соцсети и локальные СМИ. Для этого необходимо инвестировать в экопросвещение и развивать профильные сообщества.

Каналы сбыта

Не стоит открывать пункт приема или сервис вывоза вторсырья, если у вас нет предварительных договоренностей с переработчиками. Это может навредить репутации компании и даже всей отрасли. Люди пока с недоверием относятся к переработке — часто возникают вопросы, куда едет вторсырье.

Посмотреть список ключевых предприятий-переработчиков можно на сайтах профессиональных ассоциаций, например, Всероссийской ассоциации переработчиков вторичных пластмасс или Лиги переработчиков макулатуры.

Продукты вторичной переработки востребованы у производителей ПЭТ-волокон (из них делают утеплитель, подкладку для одежды), строительных материалов (обои, линолеум), а также туалетной бумаги (макулатура), заводов по изготовлению ветоши (текстиль) и стеклотары.

Стоит ли заниматься переработкой мусора как бизнесом

«Начинающим предпринимателям советуем быть готовыми к краткосрочным контрактам, демпингу, изменчивости цен и законодательства. А самое главное, советуем изучить опыт других „зеленых“ предпринимателей и построить качественную бизнес-модель, чтобы понять, устроит ли вас такой уровень маржинальности. Наш многолетний опыт говорит о том, что множество стартапов в этой сфере не может выйти в плюс», — дает совет сооснователь и лидер «ЭкоТехнологий» Дарья Савкова.

Тем не менее тем, кто выходит на прибыль, удается это сделать довольно быстро. По словам Сергея Тушева, экоцентр вышел на точку безубыточности всего через три месяца после запуска (к марту 2020 года) во многом за счет уступок арендодателя, бизнес-центра «Москва-Сокол», который дал льготную аренду на первое время.

Франшиза сервиса по вывозу ненужных вещей и секонд-хенд Svalka обещает окупаемость до года при стартовых инвестициях от 600 тыс. руб. После выхода на самоокупаемость средний доход может составлять от 300 тыс. руб. в месяц.

«Тренд на устойчивое развитие и „зеленый“ бизнес будет набирать обороты из года в год. И лучше быть в авангарде этих решений, пока рынок не занят. У Svalka уже работает девять предприятий по франшизе, и мы планируем масштабировать бизнес на всю Россию, поскольку видим перспективы прибыльности на больших оборотах», — говорит совладелец Svalka Роман Дмитриенко.

Экоцентр «Собиратор» за три года работы прибыльным не стал. Переработка вторсырья приносит около 500 тыс. руб. в месяц при общих расходах 2-3 млн руб., утверждал руководитель проекта Леонид Синицын. Однако это больше связано с амбициями «Собиратора» по экопросвещению и региональной экспансии. В мае 2021 года московский стартап вышел в регионы и открыл экоцентр в Краснодаре. «Мы ориентированы на инвестирование выручки в рост. Нам гораздо важнее развивать этот проект, чем получать дивиденды», — подчеркивает Леонид Синицын.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Юлия Николаева

Иллюстрация

Константин Чернов