Фотогалерея. Краудфандинг спас культурный код России

Наличники на окнах — характерная особенность русской архитектуры. Резные украшения впервые появились на домах в Поволжье в XVII веке и имели исключительно функциональное предназначение — закрыть щель между срубом и оконной решеткой. К этому добавилось желание русского человека сделать наличники не только полезными, но и красивыми. В итоге окна русских изб покрыли резные украшения, каждое из которых уникально и неповторимо. Сохранить это наследие стремится фотограф и основатель Виртуального музея резных наличников Иван Хафизов.

1 / 0

Свой первый снимок этого архитектурного элемента он сделал в Энгельсе в июле 2007 года. С тех пор Иван провел фотоэкспедиции в 271 населенном пункте страны. В его коллекции — более 15 тысяч фотографий резных окон. Он уверен, что наличники — наш вклад в мировую культуру. Благодаря Ивану о них узнают все больше и в России, и за рубежом.

В прошлом году Хафизов установил рекорд российского краудфандинга: цель проекта по сбору средств на Planeta.ru для выпуска календарей с наличниками, 80 тысяч рублей, была превышена почти на 2000%: поступило более 1,5 млн руб. Открытки и календари с фотографиями, сделанными Хафизовым, разлетаются по всему миру. Выставка «Наличники России» экспонируется в этнопарке «Моя Россия» в Сочи.

фотограф Иван Хафизов

Национальное достояние: кладезь идей для предпринимателей

«Возрождение ремесла и его популяризация способствуют возрождению и развитию местности. Например, в Городце резные наличники — фактически символ города. Это привлекает потоки туристов, которые хотят увидеть их своими глазами. Интерес к наличникам в том числе способствует их сохранению и реставрации», — отмечает Юлия Жигулина, эксперт премии «Управление изменениями. Визионеры», исполнительный директор фонда «Наше будущее», специализирующего на развитии социального предпринимательства в России.

Как подчеркивает Жигулина, проекты, направленные на популяризацию ремесла и других традиционных практик — например, пчеловодства и сбора ягод, а также культурного и исторического наследия, работают на развитие территорий. Среди инициатив, которые получают поддержку фонда, есть проект, возродивший Пинежскую ярмарку в одноименном поселке Архангельской области. Ярмарка была популярна в XVIII веке: через Пинегу проходили купеческие пути. «Теперь мероприятие превращается в визитную карточку поселка», — отмечает Жигулина.

Еще один пример: производство яблочной пастилы по традиционным рецептам в Коломне — проект Натальи Никитиной, социального предпринимателя и генерального директора Коломенского центра развития познавательного туризма «Город-музей». Забытые местные рецепты восстанавливали по книгам и архивам.

«Традиционные блюда, безусловно, привлекают туристов — за яблочной пастилой люди специально едут в Коломну со всей России и из разных стран», — отмечает Жигулина. По ее словам, благодаря этому проекту Коломна превратилась из провинциального городка в туристический центр.

В Вологодской области воссоздали производство домотканых половиков, ковриков и гобеленов. Их шьют на ткацких станках, которые ранее использовались мастерами этого региона.

Инициатива из Воронежа — интерактивный музей «Петровские корабли», который показывает историческую роль региона как колыбели российского флота.

Еще один проект — «Конаковский фаянс» — объединяет талантливых художников, живописцев и модельщиков, оставшихся не у дел после банкротства Конаковского фаянсового завода. Сегодня они вновь трудятся над производством изделий из фаянса по технологиям, неизменным со времен появления в России 200 лет назад.

Автор

Татьяна Кондратенко