Наша страна оказалась в международной изоляции. Сначала прилавки опустошала потребительская паника, теперь вроде все стихло, даже сахар вернулся, хотя и подорожал. А что будет дальше? Хотя пашня наша, солнце светит и воды вроде в избытке, изоляция может ударить по нашему сельскому хозяйству. Что исчезнет с прилавков, Plus-one.ru рассказал аграрный эксперт, кандидат экономических наук Игорь Абакумов.
Мало кто знает, что 70% семян ржи, которая колосится на наших пашнях, завозят из-за рубежа. Половина семян кукурузы — тоже импортные. Хорошая новость: почти вся пшеница — наша. Так что хлеб будет.
Тем более что ни одна иностранная компания, поставляющая в Россию технику, не отказалась от сервисного обслуживания. Новой техники пока не будет, но хотя бы та, что есть, не встанет. Что касается комбайнов, ситуация еще лучше, поскольку примерно 70% машин производится в Ростове-на-Дону, на заводе «Ростсельмаш». Правда, при производстве используются импортные детали. На заводе сейчас прикидывают, что можно изготавливать в России, а что придется закупать в странах, не поддержавших санкции. «Этот вопрос решаем», — говорит Игорь Абакумов.
С овощами ситуация несколько хуже. С чем точно нет проблем — так это с капустой.
«Дагестанская капуста в состоянии полностью заполнить рынок России, — говорит Игорь Абакумов. — В кавказской республике идеальный климат, тепло и влажно. Мешают только логистические проблемы. Надо бы надавать по шапкам гаишникам, причем жестко, чтобы они не в кустах стояли и караулили фуры, надеясь на взятку, а сопровождали грузовики с мигалками до Москвы».
Россия практически не производит семена моркови. Почти полностью импортные семена лука. Практически полностью импорт — семена картошки. Не те клубни, которые по весне сажают в землю, а те крошечные клубеньки, из которых эти клубни получаются. Семеноводство ведется на специализированных предприятиях.
Обычная свекла в России есть и будет, а вот 75% семян сахарной свеклы — привозные. Это означает: сахар мы, конечно, производим сами... но и не сами.
В животноводстве самая тревожная ситуация — с кормами. Россия закупала импортные породы животных, говорит Игорь Абакумов, которые подразумевают и импортные корма. Теперь непонятно, что с этим делать. Наша страна производит один-два вида премиксов (добавок) в корм, а их существуют десятки. При этом аграрии говорят, что российские премиксы хуже импортных аналогов вдвое-втрое. «Животноводам сложно будет сохранять надои и производство мяса без возможности поднять цены», — считает эксперт.
Особая ситуация сложилась с инкубационным яйцом: яйца, из которых получаются цыплята бройлеров, привозят из-за рубежа. В Сергиевом Посаде разработали собственный кросс (породу) бройлеров, говорит Игорь Абакумов, и обещают в течение трех лет решить проблему. «Но насколько новый кросс лучше — покажет практика», — оговаривается он.
Пустыми полки не останутся, уверен Абакумов. Но исчезать будут товары премиум-сегмента и высокой степени переработки. «Голодать не будем, но ассортимент будет скромнее», — резюмирует эксперт. Так, йогурт уже покидает прилавки, в основном из-за дефицита упаковки. Но молоко, ряженка и прочие «простые» продукты останутся.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Алексей Морозов