Международное энергетическое агентство (МЭА) представило доклад, в котором проанализировало способы сокращения зависимости развитых стран от российских энергоносителей. Эти меры позволят сократить мировой экономический ущерб от украинского кризиса, подорвут доходы России и сделают спрос на углеводороды более устойчивым. Plus-one.ru приводит главные выводы исследования.
После объявления военной операции России на Украине цены на нефть устремились ввысь, в определенные моменты приближаясь к абсолютному рекорду — отметке $150 за баррель. Рост цен на нефть поставил под угрозу восстановление мировой экономики от коронавирусной пандемии, говорится в исследовании МЭА.
«Мир вполне может столкнуться с самым большим потрясением на рынке нефти за последние десятилетия, что будет иметь огромные последствия для нашей экономики и общества», — заявил исполнительный директор МЭА Фатих Бироль.
В среднем в развитых странах, на которые приходится почти половина мирового спроса на нефть, ежемесячные расходы домохозяйств на нефтепродукты в январе и феврале 2022 года выросли почти на 35% по сравнению с прошлогодними уровнями. А в странах с формирующимся рынком и развивающихся странах они взлетели более чем на 55%.
Россия — крупнейший в мире экспортер нефти. Более половины российского экспорта идет в Европу, около 20% — в Китай. Крупнейшие потребители энергии — как члены МЭА — должны иметь планы сдерживания спроса на нефть в ответ на чрезвычайные ситуации. К примеру, США и Канада уже ввели запрет на импорт российской нефти, Великобритания объявила о планах сделать это до конца года.
Изложенные в исследовании МЭА меры позволят сократить глобальное потребление нефти на 2,7 млн баррелей в день в течение четырех месяцев. План из 10 пунктов показывает, что можно сделать, чтобы остановить «разрушительный нефтяной кризис», по выражению Фатиха Бироля.
В краткосрочной перспективе таким образом удастся сэкономить около 290 тыс. баррелей нефти в сутки. Еще 140 тыс. баррелей можно сократить, если распространить это ограничение на большегрузные автомобили. Для понимания: почти везде в Европейском Союзе ограничения скорости варьируются от 100 до 140 км/ч.
Около трети всех видов работы в развитых странах можно выполнять удаленно. Один день работы из дома может сократить потребление нефти примерно на 170 тыс. баррелей в сутки.
Запрет на использование личных автомобилей по воскресеньям позволяет не только сократить расход топлива, но и очистить воздух, уменьшить шумовое загрязнение, повысить безопасность дорожного движения. Будучи распространенной на каждое воскресенье, эта мера поможет избежать использования около 380 тыс. баррелей нефти в сутки.
Меры поддержки пешеходов и велосипедистов были усилены в ответ на кризис COVID-19. Например, правительство Франции выделило €500 млн для прокладки велосипедных маршрутов. Ряд городов, включая Париж, Лондон и Брюссель, создали зоны движения с низкой скоростью (30 км/ч), чтобы снизить использование автомобилей. А недавно из-за высоких цен на топливо Новая Зеландия вдвое снизила стоимость проезда в общественном транспорте в следующие три месяца.
Подобные меры помогут избежать использования примерно 330 тыс. баррелей нефти в сутки.
К примеру, машины с четными номерами — в одни дни недели, с нечетными номерами — в другие. Такая мера была введена для преодоления пиковых пробок и загрязнения воздуха во многих городах мира, включая Афины, Мадрид, Париж, Милан и Мехико. Однако она может ударить по семьям с одной машиной, поэтому эксперты рекомендуют дополнять такое ограничение снижением цены проезда на общественном транспорте или поощрением использования каршеринга. Исключения могут быть сделаны для электромобилей.
Если подобные ограничения будут применяться в крупных городах с хорошим транспортным сообщением хотя бы два дня в неделю, удастся сократить потребление на 210 тыс. баррелей нефти в сутки.
Правительства могут поддерживать сервисы поиска попутчиков наподобие BlaBlaCar. Повысить популярность совместных путешествий можно и за счет создания выделенных полос движения и парковочных мест рядом с узлами общественного транспорта, а также за счет сокращения дорожных сборов для транспортных средств с повышенной вместимостью. Такие меры действуют в Мадриде и Хьюстоне. Чтобы сократить расход топлива, аналитики рекомендуют чаще проверять давление в шинах и реже пользоваться кондиционером.
Увеличение средней загрузки автомобиля наполовину в каждой десятой поездке, а также внедрение практик по сокращению использования топлива помогут сэкономить около 470 тыс. баррелей нефти в сутки.
Правительства могут внедрять методы эковождения в обучение водителей, как это было сделано во Франции и других странах. Кроме того, логистическим компаниям необходимо лучше планировать загрузку машин и сокращать количество рейсов вхолостую. Эти и другие меры помогут сократить потребление нефти примерно на 320 тыс. баррелей в сутки.
Около 2% авиаперелетов в развитых странах можно было бы перевести на высокоскоростные железные дороги. К слову, во Франции закон о климате и устойчивости требует выбирать альтернативу самолету для достижения пункта назначения, если до него можно добраться по земле в течение двух с половиной часов. Компании уже начали сокращать некоторые авиарейсы, в том числе между Парижем и такими городами, как Нант, Лион и Бордо.
Таким образом удастся избежать использования примерно 40 тыс. баррелей нефти в сутки.
Пандемия COVID-19 показала, что можно легко отказаться от двух из пяти рейсов, совершаемых в деловых целях. Несколько крупных корпораций, таких как HSBC, Zurich Insurance, Bain & Company и S&P Global, уже объявили о цели сократить выбросы от своих деловых поездок на 70%. Такая мера позволит избежать использования 260 тыс. баррелей нефти в сутки.
К концу 2021 года на дорогах развитых стран было 8,4 миллиона электромобилей. Сбои в поставках полупроводников и других материалов, необходимых для расширения производства электрокаров, из-за пандемии и торговых войн между США и Китаем должны быть компенсированы за счет наращивания производства в других странах, в частности в Азии, считают аналитики.
Все новые бензиновые и дизельные автомобили должны быть экономичными, а транспортные средства с высоким уровнем выбросов — облагаться налогами и соответствующими штрафами. Подобные меры позволят предотвратить использование более чем 100 тыс. баррелей нефти в день.
Чтобы достичь нулевого уровня выбросов (net zero) к середине XXI века и сдержать глобальное потепление, спрос на нефть в развитых государствах к 2030 году должен снизиться более чем на 15 млн баррелей в день по сравнению с 2021-м. Напомним, все перечисленные выше меры дают снижение на 2,7 млн баррелей в сутки. Для реализации намеченной цели эксперты рекомендуют:
Уделять приоритетное внимание поддержке электромобилей и восстановлению цепочек поставок материалов для их производства;
Значительно повысить стандарты экономии топлива для транспортных средств, особенно внедорожников и грузовиков;
Расширить производство альтернативных видов топлива, например из отработанного растительного масла и животного жира;
Ускорить замену отопительных котлов, работающих на нефтепродуктах, тепловыми насосами и возобновляемыми источниками энергии;
Развивать инфраструктуру для раздельного сбора, повторного использования и переработки пластиковых отходов.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Александр Титов