Цифровая самооборона

Как защитить себя и свой профиль от мошенников и взломщиков и избежать сообщений с угрозами и оскорблениями? Социальная сеть Facebook запустила специальный портал, рассказывающий подросткам, как обезопасить аккаунт и комфортно, без вреда для себя общаться в соцсети. Российские компании, в числе которых QIWI, также уделяют большое внимание просвещению в вопросах цифровой безопасности, особенно среди детской и подростковой аудитории.

На платформе, которую запустил Facebook, информация доступна на 60 языках. Хотя страница предназначена подросткам, представленные сведения будут полезны для всех активных интернет-пользователей. На портале можно узнать, как пожаловаться на неприемлемый контент или фейковый аккаунт, задать настройки конфиденциальности, ограничить общение с нежелательными лицами. Среди советов по безопасности — включать уведомления о входе с незнакомого устройства, настроить двухфакторную аутентификацию, остерегаться незнакомцев, которые просят денег, выдают себя за друга или родственника в беде.

В качестве памятки можно руководствоваться 10 принципами, сформулированными приглашенным экспертом Лиз Перл. Их основная идея — сходство интернет-пространства с физическим. Таков, например, первый принцип: «Прежде чем публиковать что-то для всех, задайте себе вопрос: „Смогу ли я спокойно прочитать это вслух родителям и родственникам?“. В школе всегда есть и будут болтуны, которым нравится перемывать чужие косточки (и во взрослой жизни тоже). Поэтому на публике лучше сдерживаться и делиться сокровенным только с близкими друзьями», — поясняет автор.

Другие принципы:

«Не пускайте незнакомцев в свое личное пространство»;

«Не оставляйте дверь в свой дом открытой»;

«Не забывайте менять замки»;

«Если вас что-то возмущает, не молчите об этом»;

«Если вам плохо, поговорите с кем-нибудь»;

«Не раскрывайте личную информацию новым знакомым»;

«Ведите себя прилично»;

«Доверьтесь чутью»;

«Помогайте окружающим».

На портале есть Молодежный блог. Там, помимо прочего, рассказывается об инициативах, реализованных с помощью Фейсбука и других социальных сетей, — скажем, можно прочитать о кампании #FreePeriods, запущенной 17-летней Амикой Джордж. Девушка призывает правительство Великобритании обеспечить школьниц из малообеспеченных семей бесплатными средствами гигиены. В декабре прошлого года она организовала митинг, на который вышли тысячи людей.

По словам Елены Луценко, руководителя образовательной программы QIWI FINTEEN (КИВИ Банк АО), российские компании не отстают в вопросах интернет-просвещения. Так, 9 июня в международном детском центре «Артек» стартовала программа «Цифровая безопасность с QIWI». Обучение проходило в форме квеста под названием «Антихак», в котором приняли участие более 100 детей со всей России. По сценарию игры ребята выполняли миссии по защите от хакерских атак. Роль агентов по борьбе с цифровой преступностью сыграли эксперты QIWI. Они провели для ребят мастер-класс по цифровой безопасности, уделив внимание таким актуальным вопросам, как социальная инженерия (метод получения информации, основанный на использовании человеческих слабостей), фишинг (вид мошенничества, когда преступники крадут конфиденциальные данные пользователей), правилам составления паролей, антивирусам и программным кодам, а также вопросам финансовой безопасности.

Финансовый абсолют: 6 смена в лагере «Артек», программа Qiwi

Все полученные знания были отработаны на 15 станциях квеста «Антихак». Как показали итоги его прохождения, основные проблемы у детей — это переходы по сомнительным ссылкам, ненадежные пароли и непонимание того, что относится к сфере личной информации, а также доверчивость. Все это находит подтверждение в примерах их поведения в социальных сетях. В планах QIWI — на основе квеста расширить и сделать публичными специальные обучающие материалы по кибербезопасности с учетом анализа реальных моделей поведения детей в соцсетях и виртуальном мире в целом.

«Многие юные пользователи не задумываются о простых правилах. Они смело выкладывают подробную информацию о себе, с номером телефона и адресом, чекинятся везде, где бы они ни были, выкладывают массу личных фото, в том числе и с банковскими картами. Не думают о сложности паролей. Общаются в сети с незнакомцами. Не умеют говорить „нет“ на предложения списаться по электронной почте, созвониться, а тем более встретиться», — обозначила проблему Луценко.

По данным Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ), 48% подростков 14–17 лет были жертвами груминга (выманивание эротических фотографий, завязывание отношений с целями сексуального характера), а 44% получали агрессивные сообщения.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Варвара Селизарова