Куда и зачем Россия направляет «цифровых атташе»

В 2022 году в торговых представительствах России за рубежом начнут работать «цифровые атташе». Специалисты займутся продвижением отечественного программного обеспечения на локальных рынках. Опрошенные Plus-one.ru эксперты поддерживают инициативу властей: российские ИТ-компании имеют большой экспортный потенциал и нуждаются в поддержке государства.

Соглашение о создании службы «цифровых атташе» подписали минцифры, минпромторг и Российский фонд развития информационных технологий. Специалисты будут помогать российским ИТ-компаниям продвигать свою продукцию на зарубежных рынках и налаживать взаимодействие с крупными международными игроками. Они также будут оказывать разработчикам информационно-аналитическую, юридическую и организационную поддержку. В этом году представители службы отправятся в 16 стран мира, в числе первых рассматриваются Бразилия, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Куба, Турция и Южная Корея. К 2024 году число государств присутствия планируют увеличить до 28.

По мнению президента объединения отечественных разработчиков программного обеспечения «Руссофт» Валентина Макарова, «цифровые атташе» помогут нарастить экспорт российских ИТ-решений на 2-3% в год. Однако результат от появления подобной службы будет заметен не сразу, уверены собеседники Plus-one.ru.

«Во-первых, некоторое время уйдет на поиск кандидатов, их обучение и адаптацию, — объясняет директор по продуктам и технологиям многопрофильного ИТ-холдинга „Группа Т1“ Александр Рожков. — Во-вторых, будет необходимо учесть рыночную конъюнктуру, локальное законодательство, макроэкономические показатели стран присутствия и другие факторы».

Кто может претендовать на роль «цифрового атташе»

В минцифры уже начали конкурсный отбор специалистов. Кандидаты должны иметь высшее образование (специалитет или магистратура) и знать язык страны пребывания. Им также необходимо разбираться в российском и международном торговом законодательстве, информационных технологиях.

Помимо прочего, такие работники должны уметь выстраивать кросс-культурную коммуникацию, управлять международными проектами, понимать, как устроен рынок, для которого разрабатываются цифровые решения, уверена руководитель карьерной практики в Лаборатории карьеры Алены Владимирской Анна Алфимова. Кроме того, им необходимо иметь развитые переговорные навыки и компетенции в GR (Government Relations, выстраивание отношений с государственными структурами). Найти таких специалистов, по словам эксперта, можно в компаниях, работающих на зарубежных рынках. А мотивацией для них может стать возможность получения международного опыта и достойное вознаграждение.

«Очевидно, что для продвижения высокотехнологичных продуктов „цифровые атташе“ должны знать глобальную повестку. Здесь важен диалог с техновизионерами — лидерами российских прогрессивных компаний. Это поможет понять реальные запросы бизнеса и наладить совместную работу», — пояснил Plus-one.ru Дмитрий Дырмовский, генеральный директор группы компаний ЦРТ, разрабатывающей системы в сфере биометрии.

Зачем российским ИТ нужны представители за рубежом

Служба «цифровых атташе» — часть второго пакета мер поддержки российской отрасли информационных технологий, который в правительстве утвердили в сентябре 2021 года. С его помощью власти надеются увеличить спрос на отечественные ИТ-решения, ускорить цифровую трансформацию экономики и социальной сферы, создать комфортные условия для предпринимательства.

По оценкам «Руссофт», совокупный оборот российских производителей программного обеспечения в 2020 году составлял $18 млрд. На долю зарубежных продаж пришлось 47,5% от общего объема, или $8,6 млрд.

Представители отрасли инициативу правительства по созданию нового института поддерживают. «Это значимый шаг для индустрии, и российскому ПО не помешают новые форматы продвижения за рубежом», — подчеркивает Дмитрий Одинцов, директор по развитию компании TrueConf (разрабатывает решения для видеоконференцсвязи и удаленной работы). Эксперт добавляет, что у отечественной продукции есть большой потенциал для присутствия на зарубежных рынках, а господдержка экспорта помогает продвигать отечественные ИТ-решения за границей.

«Российское ПО конкурентоспособно практически во всех сферах — от игровой индустрии до решений для национальной безопасности», — объясняет Дмитрий Дырмовский из группы компаний ЦРТ. Среди наиболее востребованных российских разработок Александр Рожков из «Группы Т1» называет ERP-системы (Enterprise Resource Planning, планирование ресурсов предприятия), решения для финансового сектора, кибербезопасности, решения на основе ИИ и машинного зрения, а также платформы унифицированных коммуникаций.

«Чтобы отечественные продукты были еще более привлекательными для зарубежных рынков, российским ИТ-компаниям необходимо создавать глобальные центры сопровождения с мультиязычной техподдержкой в различных часовых поясах», — уверен Александр Рожков.

Если инициатива властей окажется успешной, компании смогут не беспокоиться об инфраструктурных инвестициях и сосредоточиться на адаптации своего ПО к локальному рынку, сказали Plus-one.ru в пресс-службе АНО «Цифровые платформы». В организации напомнили, что российские разработчики тратят немало средств для того, чтобы выйти на зарубежные рынки. «Команда как минимум из трех человек, офис и несколько месяцев работы, — объясняют эксперты. — Есть много случаев, когда крупные российские компании закрывали офисы, не успев выйти на окупаемость».

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Евгения Чернышёва