Восьмизначные суммы и наплыв бумеров: как пандемия влияет на краудфандинг

Пандемия COVID-19 внесла хаос и неопределенность во все сферы экономики — крауд-технологии не стали исключением. Весной 2020 года прием заявок на кредитование приостановило сразу несколько онлайн-платформ, созданных для инвестирования в малый и средний бизнес. Классический краудфандинг не так остро ощутил на себе коронакризис. О главных тенденциях в этой сфере Plus-one.ru рассказала PR-директор интернет-сервиса по привлечению коллективного финансирования Planeta.ru Наталия Игнатенко.

Результаты последних двух лет

Из-за снижения объема кредитования многие предприниматели обратились к классическому краудфандингу. В марте 2020 года по сравнению с мартом 2019-го количество проектов, запущенных на российской крауд-платформе Planeta.ru, возросло на 14%. Однако общий месячный сбор упал с 17 млн до 13,7 млн руб., средний чек — с 1,3 тыс. до 1,1 тыс. руб. Вместе с тем количество транзакций увеличилось на 20%. Гендиректор и сооснователь Planeta.ru Федор Мурачковский вспоминает, что аналогичное пользовательское поведение наблюдалось во время предыдущего кризиса.

«В ноябре 2014-го наш средний чек сократился на 28% в сравнении с октябрем. Но уже к декабрю он почти вернулся на прежний уровень. В то же время количество взносов в проекты поднялось на 25%. В первые месяцы распространения коронавируса мы зафиксировали ту же тенденцию. В кризисные времена люди поддерживают близкие по духу проекты меньшими суммами, но чаще, чем обычно. Кризис катализирует гражданскую активность», — объяснил гендиректор Planeta.ru.

В 2021-м объем средств, вырученных крауд-проектами на Planeta.ru, составил 277 млн руб., что на 31% больше, чем в предыдущем году, и на 28% больше, чем в 2016-м, который был рекордным в плане сборов. По сравнению с 2020 годом число покупок увеличилось на 14%, средний чек — на 16%, средний сбор одного проекта — на 22%.

Какие проекты выстрелили

Рекордные сборы отчасти связаны с тем, что на платформе успешно завершились большие проекты, привлекшие восьмизначные суммы. 12 января свою кампанию с результатом в 25 млн руб. закрыла рок-группа «ДДТ», на протяжении трех месяцев собиравшая предзаказы на остросоциальный альбом «Творчество в пустоте». Музыканты признались, что организовали сбор на выпуск альбома из-за отмены концертов.

Московский «Магазинчик милоты» запустил антикризисную кампанию для выплаты долгов, накопившихся за месяц простоя из-за режима самоизоляции. Фонд «Второе дыхание» собирал деньги на зарплаты сотрудников — директор организации Дарья Алексеева пояснила, что одноименные благотворительные магазины пришлось закрыть, а средств взять неоткуда. Журнал Seasons of life запустил крауд-кампанию, чтобы выпустить номер, поскольку большинство рекламодателей разорвали контракты. К слову, по числу запущенных и завершенных проектов категория «Литература и журналистика» два года подряд становится самой популярной на Planeta.ru.

Руководители пустующих театров, филармоний и других культурных учреждений обратились к краудфандингу, чтобы компенсировать коронавирусные издержки. Прибавилось инженерных и научных проектов: предприниматели создавали защитные экраны для врачей и экспресс-тесты на коронавирус, ученые собирали деньги на изучение нового заболевания и переводы зарубежных публикаций.

PR-директор Planeta.ru Наталия Игнатенко

Благотворительный краудфандинг

Из-за пандемии стало невозможно проводить предновогодние благотворительные ярмарки, где НКО продавали продукцию, созданную их подопечными и волонтерами. Для многих фондов такие мероприятия были хорошим финансовым подспорьем.

В октябре 2020-го благотворительная ассоциация «Все вместе» запустила на Planeta.ru онлайн-ярмарку. За поддержку проектов авторы предлагают различные вознаграждения, что соответствует формату краудфандинга. Первая онлайн-ярмарка «Планета добрых подарков» объединила 20 благотворительных фондов и помогла собрать для них более 1,6 млн руб. В 2021 году мероприятие повторили. Участниками стали уже 36 некоммерческих организаций из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Оренбурга, Пензы и Уфы. По традиции запуск приурочили к международному дню благотворительности #ЩедрыйВторник, который ежегодно отмечается в последний вторник ноября. Вторая онлайн-ярмарка позволила привлечь свыше 4 млн руб. Ярмарку поддержала и группа «ДДТ». Рекордсмены российского краудфандинга перечислили в пользу фондов 1 млн руб. «Планета добрых подарков» стала не только альтернативой привычным предновогодним ярмаркам, но и хорошим рекламным инструментом.

Еще одной тенденцией, возникшей из-за пандемии, стал мэтчинг — дофинансирование крауд-проектов крупным бизнесом. На Planeta.ru было реализовано четыре таких проекта. Один из них — участие «Росбанка» во второй онлайн-ярмарке «Планета добрых подарков». Компания удвоила все взносы в проекты фондов. Мэтчинг интересен не только авторам инициатив, которым проще добиваться своих целей, но и участникам, которые получают удовольствие от неожиданной развязки. В конце 2020 года наша площадка запустила собственную программу дофинансирования «Планета поддерживает» и теперь тоже вкладывается в крауд-проекты.

Краудфандинг 55+

Пандемия повлияла не только на тематику и форматы проектов, но и на самих участников. За 2020 год число пользователей Planeta.ru в возрасте от 55 до 64 лет возросло на 28,6%, старше 65 лет — на 30%. Количество транзакций от первых увеличилось на 72%, от вторых — на 65%.

Так, 22% средств, собранных нашей площадкой за 2020 год, поступило от пользователей старше 55 лет. Несмотря на то, что их не так много (всего 9% аудитории Planeta.ru), по платежеспособности представители старшего поколения занимают второе место после миллениалов — тех, кто родился с 1981-го по 1996 год. Рост популярности онлайн-потребления у пожилых людей становится одним из трендов 2022 года, и краудфандинг только подтверждает это.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Наталия Игнатенко