Кризис, вызванный пандемией коронавируса, обернулся для малого и среднего бизнеса катастрофой. Больше половины российских предпринимателей оценивают шансы своих компаний выжить в 50% и ниже — таковы результаты мониторинга, проведенного бизнес-омбудсменом Борисом Титовым. Plus-one.ru попросил экспертов по развитию бизнеса поделиться советами с предпринимателями.
Василий Фофанов, руководитель программы «Развитие бизнеса» ВШЭ
Малый и средний бизнес часто сталкивается с проблемой нехватки ресурсов, поэтому ключевая задача сейчас — как можно более эффективно использовать уже имеющиеся.
Что для этого можно сделать:
Проанализируйте, как изменился за прошедшее время состав ваших клиентов. Анализ аудитории позволит сосредоточить ограниченные ресурсы и эффективнее их использовать. Вкладывать ресурсы сейчас стоит в создание и улучшение продукта, наиболее востребованного целевой группой, на которую ориентируется предприниматель. Попытки «работать со всеми» приведут к распылению ресурсов и низкой эффективности бизнеса.
Разберитесь, в чем и насколько изменилось поведение потребителей. Возможно, за время карантина покупатель привык к интернет-заказам. Или у него появилось больше свободного времени, он стал лучше разбираться в продукте и требует более внимательного и качественного обслуживания. Важно хорошо знать потребности клиента, понимать его покупательское поведение для улучшения продукта и сервиса.
Оцените все проекты вашей компании: выберите наиболее востребованные и эффективные и сконцентрируйтесь на них. Закройте все «лишние» на текущий момент проекты. Вам нужно сосредоточить все ресурсы на доходах вашей компании прямо сейчас.
Займитесь обучением персонала, станьте партнерами со своими лучшими сотрудниками. Мотивированный персонал сейчас — очень ценный ресурс, он позволяет улучшать клиентский сервис и решать растущее количество задач.
Сократите лишние траты. Чрезмерный товарный запас, излишние площади, не полностью занятый персонал, неработающее оборудование — это существенные издержки вашего бизнеса. Формируйте расходы, исходя из текущих потребностей. Обратите внимание, насколько затратны бизнес-процессы в вашей компании и как можно их улучшить.
Займитесь планированием. Именно планирование позволяет соотносить текущие затраты с будущими доходами, не допускать дефицита денежных средств и продукции. Повышайте навыки планирования — это хороший инструмент управления имеющимися ресурсами.
Уделяйте внимание личному и профессиональному развитию. Все изменения, происходящие на рынке, требуют от владельца бизнеса пополнения знаний и компетенций. Важно понимать, в каких знаниях бизнес испытывает потребность, и заниматься самообразованием.
Алена Кришевич, эксперт по масштабированию бизнеса, независимый консультант Минэкономразвития РФ
Будьте готовы приспособиться к новой экономике. Найдите мотивацию и действуйте. Вот пять шагов, которые, на мой взгляд, стоит предпринять.
Присмотритесь к государственным тендерам. Это наиболее простой способ «заткнуть дыры» просевших оборотов. По новому законодательству, 20% всех гостендеров обязаны отдавать малому и среднему бизнесу. Даже если ваш товар/услуга напрямую не закупаются, ищите варианты: найдите основного подрядчика и станьте его субподрядчиком; оказывайте услугу или продавайте товары, которые знаете, как оказать/продать. Так вы спасете себя и персонал.
Оцените степень текущего и будущего ущерба. С этими данными и с «антикризисной программой» выйдите к персоналу и скажите, что отныне всем придется заняться не самой профильной деятельностью, но именно она принесет средства. Изменить стратегию можно как минимум двумя способами: а) перепрофилировать персонал; б) собрать идеи персонала и во имя сохранения рабочих мест реализовать одну из них. Снижение заработных плат и работа «на результат» — обязательные действия в такой ситуации.
Переведите бизнес-процессы в онлайн. Но не путайте этот процесс с созданием онлайн-бизнеса с нуля.
Сотрудничайте с рынками, которые не тонут. Это уже упомянутая бюджетная сфера, а также рынок франчайзинговых сетей. Получив дополнительную квалификацию «эксперт по масштабированию бизнесов», можно не только развить свой бизнес, но также помочь другим бизнесам, выжившим в пандемию, развиваться в регионах РФ и зарубежных странах. Мои студенты преуспели в данной специальности: привлекая инвесторов к строительству устойчивых франчайзинговых сетей, они создавали и развивали сети бизнесов той же ниши и модели. Так владельцы малых и микропредприятий развивались сами и зарабатывали параллельно.
Упростите продукт своей компании и доберитесь до его сути. Если вы владеете предприятием общепита — кормите людей с помощью доставки, например. Если вы — владелец маркетингового агентства и всегда обслуживали бизнес, продолжайте развивать предприятия ваших клиентов, например, давайте свою услугу в виде обучения маркетинговому ремеслу менеджеров компаний своих клиентов, у которых сегодня нет бюджета, чтобы вам заплатить, но есть накопленные резервы на перепрофилирование персонала.
Записала
Анастасия Кокоурова