Как малому бизнесу пережить коронакризис

Кризис, вызванный пандемией коронавируса, обернулся для малого и среднего бизнеса катастрофой. Больше половины российских предпринимателей оценивают шансы своих компаний выжить в 50% и ниже — таковы результаты мониторинга, проведенного бизнес-омбудсменом Борисом Титовым. Plus-one.ru попросил экспертов по развитию бизнеса поделиться советами с предпринимателями.

Василий Фофанов, руководитель программы «Развитие бизнеса» ВШЭ

Василий Фофанов, руководитель программы «Развитие бизнеса» ВШЭ

Малый и средний бизнес часто сталкивается с проблемой нехватки ресурсов, поэтому ключевая задача сейчас — как можно более эффективно использовать уже имеющиеся.

Что для этого можно сделать:

1

Проанализируйте, как изменился за прошедшее время состав ваших клиентов. Анализ аудитории позволит сосредоточить ограниченные ресурсы и эффективнее их использовать. Вкладывать ресурсы сейчас стоит в создание и улучшение продукта, наиболее востребованного целевой группой, на которую ориентируется предприниматель. Попытки «работать со всеми» приведут к распылению ресурсов и низкой эффективности бизнеса.

2

Разберитесь, в чем и насколько изменилось поведение потребителей. Возможно, за время карантина покупатель привык к интернет-заказам. Или у него появилось больше свободного времени, он стал лучше разбираться в продукте и требует более внимательного и качественного обслуживания. Важно хорошо знать потребности клиента, понимать его покупательское поведение для улучшения продукта и сервиса.

3

Оцените все проекты вашей компании: выберите наиболее востребованные и эффективные и сконцентрируйтесь на них. Закройте все «лишние» на текущий момент проекты. Вам нужно сосредоточить все ресурсы на доходах вашей компании прямо сейчас.

4

Займитесь обучением персонала, станьте партнерами со своими лучшими сотрудниками. Мотивированный персонал сейчас — очень ценный ресурс, он позволяет улучшать клиентский сервис и решать растущее количество задач.

5

Сократите лишние траты. Чрезмерный товарный запас, излишние площади, не полностью занятый персонал, неработающее оборудование — это существенные издержки вашего бизнеса. Формируйте расходы, исходя из текущих потребностей. Обратите внимание, насколько затратны бизнес-процессы в вашей компании и как можно их улучшить.

6

Займитесь планированием. Именно планирование позволяет соотносить текущие затраты с будущими доходами, не допускать дефицита денежных средств и продукции. Повышайте навыки планирования — это хороший инструмент управления имеющимися ресурсами.

7

Уделяйте внимание личному и профессиональному развитию. Все изменения, происходящие на рынке, требуют от владельца бизнеса пополнения знаний и компетенций. Важно понимать, в каких знаниях бизнес испытывает потребность, и заниматься самообразованием.

Алена Кришевич, эксперт по масштабированию бизнеса, независимый консультант Минэкономразвития РФ

Алена Кришевич, эксперт по масштабированию бизнеса, независимый консультант Минэкономразвития РФ

Будьте готовы приспособиться к новой экономике. Найдите мотивацию и действуйте. Вот пять шагов, которые, на мой взгляд, стоит предпринять.

Присмотритесь к государственным тендерам. Это наиболее простой способ «заткнуть дыры» просевших оборотов. По новому законодательству, 20% всех гостендеров обязаны отдавать малому и среднему бизнесу. Даже если ваш товар/услуга напрямую не закупаются, ищите варианты: найдите основного подрядчика и станьте его субподрядчиком; оказывайте услугу или продавайте товары, которые знаете, как оказать/продать. Так вы спасете себя и персонал.

Оцените степень текущего и будущего ущерба. С этими данными и с «антикризисной программой» выйдите к персоналу и скажите, что отныне всем придется заняться не самой профильной деятельностью, но именно она принесет средства. Изменить стратегию можно как минимум двумя способами: а) перепрофилировать персонал; б) собрать идеи персонала и во имя сохранения рабочих мест реализовать одну из них. Снижение заработных плат и работа «на результат» — обязательные действия в такой ситуации.

Переведите бизнес-процессы в онлайн. Но не путайте этот процесс с созданием онлайн-бизнеса с нуля.

Сотрудничайте с рынками, которые не тонут. Это уже упомянутая бюджетная сфера, а также рынок франчайзинговых сетей. Получив дополнительную квалификацию «эксперт по масштабированию бизнесов», можно не только развить свой бизнес, но также помочь другим бизнесам, выжившим в пандемию, развиваться в регионах РФ и зарубежных странах. Мои студенты преуспели в данной специальности: привлекая инвесторов к строительству устойчивых франчайзинговых сетей, они создавали и развивали сети бизнесов той же ниши и модели. Так владельцы малых и микропредприятий развивались сами и зарабатывали параллельно.

Упростите продукт своей компании и доберитесь до его сути. Если вы владеете предприятием общепита — кормите людей с помощью доставки, например. Если вы — владелец маркетингового агентства и всегда обслуживали бизнес, продолжайте развивать предприятия ваших клиентов, например, давайте свою услугу в виде обучения маркетинговому ремеслу менеджеров компаний своих клиентов, у которых сегодня нет бюджета, чтобы вам заплатить, но есть накопленные резервы на перепрофилирование персонала.

Записала

Анастасия Кокоурова