Владимир Сидорович, генеральный директор Института энергоэффективных технологий в строительстве, — о трансформации «мирового корпоративного олимпа», целевых показателях по переходу на ВИЭ, принятых крупнейшими компаниями, и структуре обеспечения «чистой» энергией
Корпоративные закупки электричества, производимого на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ), являются важным фактором глобальной энергетической трансформации.
Число крупнейших мировых компаний, которые берут на себя добровольные обязательства в той или иной степени перейти на использование ВИЭ, постоянно растет.
Еще каких-то десять лет назад на мировом корпоративном олимпе господствовали нефтегазовые гиганты. Сегодня первые строчки рейтингов по рыночной капитализации занимают компании других, несырьевых отраслей. Эти предприятия, по удивительному совпадению, являются приверженцами ВИЭ. Они формируют новую бизнес-идеологию, которая способствует повышению доли «чистой» энергии и снижению потребления углеводородов в мире.
Такие известные всем имена, как Apple, Google или IKEA, символизируют не только лидерство на своих рынках. Эти корпорации обязуются обеспечивать свое энергоснабжение исключительно, то есть на 100%, посредством ВИЭ, в первую очередь солнца и ветра.
Это возможно даже для достаточно энергоемких бизнесов. Информационные гиганты, такие так Google или Facebook, управляют огромными дата-центрами, серверы которых потребляют колоссальные объемы электричества. Но компании, несмотря на это, обязуются работать на 100% возобновляемой энергии, а Google уже выполнил эту задачу.
Однако вопрос не следует понимать узко, лишь как установку генерирующих устройств непосредственно на производственных и торговых объектах. Энергетика предприятий организуется иначе: они снабжаются электричеством по сетям, в которых представлена «смесь» разных источников. Это, разумеется, не отменяет установку собственных солнечных, ветровых и биогазовых электростанций, когда это целесообразно. Крупнейший ритейлер Amazon массово оснащает свои складские и сортировочные центры солнечными электростанциями (СЭС), но это не мешает ему закупать возобновляемую энергию «на стороне».
Каким же образом определяется, что та или иная компания получает «по сети» именно «чистое» электричество? Для этого используется ряд правовых конструкций, принятых на рынках.
Международное агентство возобновляемой энергетики (IRENA) опубликовало доклад под названием «Снабжение корпораций возобновляемой энергией: рыночные и промышленные тенденции» (Corporate Sourcing of Renewables: Market and Industry Trends). Это первое исследование, обобщающее мировой опыт в этой сфере.
В нем приняло участие 2410 корпораций, штаб-квартиры которых располагаются в 40 странах мира. Все эти предприятия добровольно покупают возобновляемое электричество и/или строят собственную «чистую» генерацию. Примерно у 200 из них доля ВИЭ в потреблении электроэнергии превышает половину, а 50 компаний заявили о стопроцентном энергоснабжении за счет возобновляемых источников.
В 2017 году неэнергетические компании в 75 странах приобрели 465 тераватт-часов электроэнергии, произведенной на основе ВИЭ, что эквивалентно потреблению электричества такой страной, как Франция.
В структуре обеспечения корпораций «чистой» энергией преобладают:
прямые инвестиции в объекты генерации, которые во многих случаях размещаются на территории или неподалеку от производств. Например, IKEA вложила средства в две ветровые электростанции в Канаде, которые за год производят в четыре раза больше электричества, чем потребляет канадское подразделение шведского мебельного гиганта;
покупка «зеленых» сертификатов — свидетельств, подтверждающих происхождение электроэнергии;
двусторонние соглашения между энергетиками и потребителями. В 2017 году, по данным Bloomberg New Energy Finance, 43 корпорации из 10 стран приобретали солнечное и ветровое электричество на основе таких прямых соглашений.
Переход крупных компаний на возобновляемые источники энергии — свидетельство экономической конкурентоспособности ВИЭ. Бизнес не станет закупать гигантские объемы энергии по завышенным ценам в филантропических целях. Скажем, для Google электричество — это главная статья расходов. Безусловно, такие факторы, как репутация, климатическая и экологическая ответственность, также важны, но экономика в данном случае первична.
Посудите сами: в последние годы в США средние цены соглашений на поставку электроэнергии новых ветровых электростанций составляют порядка 2 центов за киловатт-час. В мае-июне текущего года в солнечной энергетике заключались двусторонние прямые договоры по цене ниже 2,5 цента за кВт·ч, и эта стоимость фиксируется на 20–25 лет без всяких «инфляционных индексаций»! Никакой другой вид генерации не способен предлагать даже близкие к этим условия.
Подписывайтесь на канал +1 в Яндекс.Дзен.
Автор
Владимир Сидорович, кандидат экономических наук, сооснователь и генеральный директор Института энергоэффективных технологий в строительстве, создатель сайта RenEn.ru
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции