Коллективный разум прогнозирует успех продаж

Исследование ученых Пин Сяо из Школы бизнеса Сиднейского технологического университета и Анирбана Мукерджи из Сингапурского университета управления показало, что краудсорсинг — вовлечение мнения широкого круга людей — может точно предсказать коммерческий потенциал нового продукта еще до его производства, сообщает издание Phys.org.

Краудсорсинг формирует моду

«Циклы моды укорачиваются. К тому моменту, когда вы получите результаты от традиционных методов исследований рынка, тренды могут уже измениться», — говорит Пин Сяо.

Американский производитель одежды Threadless придерживается принципа краудсорсинга в разработке новых моделей. Художники со всего мира предлагают свои дизайны, после чего на сайте открывается голосование. Как правило, к производству принимаются заявки, получившие высокие оценки. Но взаимосвязь такого метода с ростом продаж ранее не изучалась.

Исследователи проанализировали данные Threadless с 2004 по 2010 год: 150 тысяч заявок от 45 тысяч дизайнеров, получившие в общей сложности 150 миллионов голосов от 600 тысяч посетителей сайта. Оказалось, что модели, удостоенные высоких оценок — 4 или 5 звезд, затем продавались лучше. А продукты, получившие 2–3, раскупались менее активно. Однако с оценками ниже двух звезд ситуация оказалась сложнее: нередко футболка, имевшая низкий рейтинг на сайте, продавалась хорошо.

По словам Пин Сяо, дизайны, вызвавшие сильную реакцию, часто имеют успех среди покупателей, даже если она была негативной: «Например, футболка с грубым или оскорбительным изображением может получить низкую оценку, а потом все равно стать популярной с точки зрения продаж».

Но, несмотря на этот неоднозначный момент, авторы исследования уверены, что в общем и целом метод может быть выигрышным и для потребителей, и для бизнеса.

«Краудсорсинг мнений о новых продуктах дает быструю обратную связь и позволяет компаниям быстро выводить на рынок популярные в этот момент товары. Это также помогает выстроить сообщество заинтересованных клиентов и сэкономить на рекламе»

Пин Сяо, доктор школы бизнеса Сиднейского технологического университета

Пин Сяо, доктор школы бизнеса Сиднейского технологического университета

Эксперт не исключила, что, возможно, подобные подходы применимы не ко всем типам брендов, особенно высокой моды, но для таких товаров, как кроссовки и футболки, могут быть очень эффективными.

Мировой опыт

К краудсорсинговым методам прибегали Amazon, Starbucks, McDonald’s, Hyundai, Procter & Gamble, SAS, LEGO, Facebook, WhatsApp, Coca-Cola, Disney и многие другие.

Вовлекая огромное количество людей, краудсорсинг ведет к повышению узнаваемости бренда среди потенциальных покупателей. Примером этого является кампания немецкого офиса McDonald’s, приуроченная к его сорокалетнему юбилею в 2013 году: любителям фастфуда предложили создать свои собственные рецепты бургеров. Акция охватила 17 миллионов человек и не могла не повлиять положительно на имидж и без того популярного бренда.

Один из самых известных примеров краудсорсинга — Википедия: любой пользователь интернета может предлагать правки в существующие статьи и темы для новых. Это позволило создать самую крупную и популярную энциклопедию в мире — пускай и не всегда свободную от ошибок, но выработавшую достаточно надежную систему проверки предоставляемых участниками сведений.

Применение краудсорсинга повышает шансы отыскать человека с необходимой компетенцией — даже с самой узкой и редкой и, возможно, еще не известной ему самому. Бизнес может неожиданно для себя найти уникальное и успешное решение проблемы, экономя на найме специалистов.

Автор

Елена Матвеева