Развитие технологий, смена поколений и переход к экономике предпринимателей — основные факторы, которые изменят глобальный и российский рынки труда в ближайшие 10–15 лет
Согласно исследованиям «Делойт», к 2025 году рынок труда будет представлен тремя поколениями: новейшим Z, Y (1980-2000 годы) и бэбибумерами. Первые составят 75% всего работоспособного населения планеты, что изменит правила работы компании: «Миллениалам свойственно выбирать организации, где есть возможности для быстрого развития. Правда, пока только 54% компаний организуют образовательные программы для эффективного роста сотрудников», — отметила руководитель направления по управлению изменениями компании «Делойт», СНГ Екатерина Генкина. По словам эксперта, от новейшего поколения Z (работники 18 лет и моложе) компании ожидают знаний высоких технологий. В то же время 40% опрошенных работодателей опасаются, что у молодежи хуже развиты навыки межличностного взаимодействия и коммуникации, которые по-прежнему будут весьма востребованы в будущем.
Как прогнозируют эксперты «Делойт», в ближайшие годы традиционную «штатную» занятость сменят временный и удаленный форматы работы. По результатам исследования «Международные тенденции в управлении персоналом в 2017 году», 48% компаний в России планируют увеличить долю персонала с частичной или условной занятостью. К 2025 года только четверть сотрудников окажется в штате, половина будет занята частично, еще 25% трудовых ресурсов составятроботы. Последние возьмут на себя рутинные операции вроде изготовления однотипных деталей, работы у конвейера, обработки данных.
Согласно исследованиям, наибольший потенциал роботизации скрыт в автомобилестроении, металлургии, нефтегазовой промышленности, сферах электроники, фармацевтики, пищевого производства, банковском и финансовом секторах. В меньше степени она коснется образования, здравоохранения и коммуникаций и других креативных и гуманитарных сфер. По словам директора по персоналу холдинга Банки.ру Татьяны Павличенко, в банковской сфере технологии смогут заменить в первую очередь людей в операционно-учетных подразделениях (бэк-офис).
Минимум треть новых высокооплачиваемых профессий потребует навыков общения, социального взаимодействия, способности определять контекст и формулировать цели, считают специалисты. «Основным заблуждением автоматизаторов является желание сократить численность взаимодействующего с клиентами персонала», — отмечает Павличенко.
«Банки могут оптимизировать все, кроме функции „глаза в глаза“. Некоторые люди ходят в магазин, в банк, в социальную службу, к врачам, чтобы поговорить, получить внимание. Люди многое решают, исходя из ощущений и эмоций. Человек больше доверяет финансовому институту, если его качественно и внимательно проконсультировали операционист и оператор колл-центра».
Директор по персоналу холдинга Банки.ру Татьяна Павличенко
Согласно исследованиям британского подразделения «Делойт», наиболее востребованными навыками работника будущего, помимо эмпатии, станут знание своей сферы деятельности и потребностей клиентов (профессионализм), восприятие устной речи, ораторское мастерство, владение родным и иностранным языком, навыки активного слушания, презентации, восприятие письменной речи, проактивность, грамотная речь, критическое мышление, способность анализировать.
По данным глобального исследования компании «Делойт», к 2020 году количество опубликованных вакансий на должность аналитика достигнет 2,7 млн.
«Идеальным кандидатом на должность аналитика станет не выпускник ведущего математического, статистического или технического ВУЗа, а работник, который также понимает отрасль, владеет навыками устной и письменной речи, критическим мышлением, умеет работать в команде и находит нестандартные подходы к решению задач»
Директор департамента консалтинга компании «Делойт», СНГ Вера Витальева
По мнению ведущих экономистов и профессионалов в области управления персоналом, участвующих в аналитических исследованиях «Делойта», «гибридные» профессии, подразумевающие совмещение экспертных знаний в одной или нескольких технических областях с навыками проектного управления и развития деловых отношений, станут наиболее востребованными в будущем. «Такие роли потребуют глубокого понимания технологий и умения общаться и строить отношения с клиентами и партнерами, анализировать ситуацию и находить решения», — пояснила Вера Витальева. По прогнозам «Делойта», заработная плата таких «гибридных» работников будет в среднем наполовину выше, чем у сугубо технических специалистов.
По словам Татьяны Павличенко, в будущем также вырастет потребность в точечных, узконаправленных специалистах (например, по информационной безопасности или цифровой интеграции) и «предсказателях», способных прогнозировать изменения покупательской способности и интересов людей. Популярнее станут аниматоры, массажисты и другие специалисты, способные развлечь человека и снять стресс. «Смешение религий и культур, кризисы и усиливающийся информационный поток будут и дальше формировать запрос на отстранение и спокойствие. Возможно, в будущем банки объединятся с релакс-центрами, и это будет правильное решение», — заключила специалист.
Согласно атласу новых специальностей, составленному Московской школой управления «Сколково» и АСИ, к 2030 года в России появятся 186 новых специальностей в 25 сферах. В том числе в медицинской, туристической, авиационной, строительной и культурной. Среди профессий будущего: сетевой врач, разработчик киберпротезов и имплантов, тканевый инженер, проектировщик «умного» дома, экоаналитик и проектировщик 3D-печати в строительстве, проектировщик интерфейсов беспилотной авиации, технолог ресайклинга летательных аппаратов, игромастер, science-художник, медиаполицейский, личный тьютор по эстетическому развитию, инфостилист, дизайнер эмоций, сити-фермер, техник интермодальных транспортных решений, космобиолог, менеджер космотуризма, эко-рециклер в металлургии, эксперт по здоровой одежде, специалист по детской психологической безопасности, мультивалютный переводчик, специалист по краудсорсингу общественных проблем.
Другие инновации в кадровой и иных сферах деятельности эксперты обсудили в Москве на недавней конференции «Управление изменениями. Экономика».
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Варвара Селизарова