Ветер перемен над Руром

Йоханнес Реммель, немецкий политик, представитель партии «Зеленые», с 2010 по 2017 годы возглавлявший Министерство защиты климата, окружающей среды, сельского хозяйства и прав потребителей федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия, рассказал Plus-one.ru о стратегиях экологизации некогда «черного» региона — символа угольной промышленности. Истории «зеленой» трансформации был посвящен недавний обзорный материал нашего корреспондента.

Чем была вызвана необходимость принятия регионального плана по борьбе с глобальным потеплением?

В 2013 году земля Северный Рейн-Вестфалия приняла закон о защите климата. В нем мы обязались сократить выбросы к 2050 году на 80% по сравнению с 1990-м и на 25% к 2020-му. Однако в Германии отношение к законам не вполне такое же, как, скажем, в англосаксонской системе. Там, скорее всего, поставили бы цель и сказали бы всем: добивайтесь ее, как хотите, — у вас срок 10 лет. Может быть, провели бы через 5 лет мониторинг, чтобы узнать, что реально происходит.

Мы же хотим, чтобы достижение показателей стало общей целью, объединило стейкхолдеров, хотя и не навязываем ничего конкретного. Поэтому мы и занялись работой над подобным планом. Его составляли специальные рабочие группы, участие в которых принимали промышленники, экологические организации, все заинтересованные граждане. В итоге его приняли единогласно, на основе общего консенсуса, а затем его утвердил ландтаг.

Что предусматривает план. Насколько он жесткий?

— В нем определены общие подходы и слабые места, мешающие снижению эмиссии. Например, у нас медленно реконструируются старые жилые дома, обслуживание которых чревато большими выбросами CO2. Мы предусматриваем увеличение темпов санации зданий до 3% от общего фонда жилья в год (против 1% сейчас). Как и везде в Германии, в нашей земле доля возобновляемых источников энергии в теплоснабжении скромна. В этой области также необходимо принимать меры, но здесь не нужно ничего прописывать подробно. Вопрос могут решать муниципалитеты, лучше понимающие свои особенности. В плане уделяется внимание научно-исследовательским разработкам, которые помогут достижению поставленных целей, перечислены инициативы, с которыми региональные власти могут выступить в Бундестаге, и многие другие аспекты.

Первое, о чем вспоминают при разговоре о защите климата, — возобновляемая энергетика. Как планируется ее развивать?

— Сейчас доля ВИЭ в региональном энергобалансе — около 15%. Это мало. Мы предусматриваем определенное развитие ветроэнергетики, но этого недостаточно. Нужно строить сети электропередач и обеспечивать аккумуляторное хранение электроэнергии. Сейчас исследуются и испытываются технологии по использованию закрытых угольных шахт в качестве особых аккумуляторов. Однако такие проекты нуждаются в поддержке государства. Заниматься этим хотят не все, поэтому рассматривают и другие планы: например, линию электропередачи из Норвегии, вырабатывающей электричество на гидроэлектростанциях. Научные разработки и новые технологии — важный фактор в успехе нашего плана.

Йоханнес Реммель, немецкий политик, представитель партии «Зеленые», с 2010 по 2017 годы возглавлявший Министерство защиты климата, окружающей среды, сельского хозяйства и прав потребителей федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия

Все зависит от науки?

— Многое. Северный Рейн-Вестфалия — регион тяжелой промышленности. Мы не можем и не собираемся избавляться от нее. Индустрия — источник инвестиций в новые технологии, которые позволят промышленности продолжать работу в новых условиях, снижая выбросы. Вряд ли мы хотим закупать сталь в Китае. При этом действовать надо уже сейчас.

Вы говорите, видимо, не только о стали?

— Посмотрите на наши планы. К 2050 году Германия должна снизить эмиссию на 80%. Это значит, что наши автомобили должны быть безэмиссионными. Точка. Нет смысла это даже обсуждать. Цикл автомобилей от разработки до выхода на рынок — обычно 7 лет. Значит, к 2025 году у нас должен быть новый конкурентоспособный электрокар. Тем более что другие страны — например, Китай — начинают вводить квоты для электротранспорта и ускоренными темпами строят свои электромобили. Но наши гранды были так уверены в своих авто с двигателями внутреннего сгорания, что пока не могут предложить ничего достойного. К примеру, немецкая почта недавно хотела сделать заказ на электрокары для своих нужд. Но в итоге ни один из наших автоконцернов за него не взялся. В конечном счете они заказали разработку команде из университета и с нуля построили небольшой заводик в Аахене. А это серьезный вызов.

Как проходили и проходят переговоры с промышленниками по таким вопросам?

— Могу сказать одно: взаимодействие экологов и промышленников обычно развивается по этапам. Сначала на вас смотрят как на сумасшедших. Потом начинают бороться, причем любыми средствами, но затем наступает самое сложное. Вас начинают демонстративно любить, обнимать, заявлять о своей верности «зеленым» идеалам, но объяснять свои сложные обстоятельства. Не со всеми промышленниками этот этап у нас преодолен.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Беседовал

Станислав Кувалдин