Треть от общего числа исчезающих видов лесных обитателей страдает от дорожного строительства
Исследование ученых из Ньюкаслского университета (Newcastle University, Великобритания) показало, что 85% животных подвергаются воздействию строительства дорог, которые разделяют леса — место их обитания. По оценкам исследователей, треть от общего числа исчезающих видов исчезает из-за новых лесных дорог. Ученые также считают, что полученные результаты помогут защитникам природных ресурсов понять, как наилучшим образом сохранить эти виды. Об исследовании рассказал журнал The New Scientist.
Хотя фрагментация (разделение дорогами) лесов влияет на биоразнообразие, ее эффекты по-разному воздействуют на разные виды животных и дают хаотическую картину. Марион Пфайфер с коллегами из Ньюкаслского университета разработали новый метод анализа данных.
Вместе с разделением регионов на лесные и нелесные они учитывали изменения земель, окружающих леса. Ученые сопоставили численность каждого из 1673 видов позвоночных, включая амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих, в 22 тропических регионах Америки, Азии и Африки. В свое исследование они включили множество видов, находящихся под угрозой исчезновения, например такие, как панголин (Sunda pangolin) и тапир (Baird’s tapir).
Из числа видов, обитание которых изменилось вблизи лесных окраин, 46% за последние несколько десятилетий увеличили свою численность, 39% — снизили. Таким образом, оказалось, что строительство может благотворно воздействовать на некоторые виды, хотя считается, что жизнь на краю леса может изменить их поведение.
Однако другие виды животных предпочитают жить глубоко в лесу, и их численность достигает пика только в 200-400 м от лесных окраин. Жизнь этих видов зависит от нетронутости лесов. Если леса будут по-прежнему разделять, то эти виды могут быть изгнаны с территорий обитания.
«Это чрезвычайно важное исследование, потому что оно объединяет очень большой объем данных для почти 2000 видов позвоночных, — говорит Уильям Лоранс из Университета Джеймса Кука в Квинсленде (James Cook University in Queensland, Австралия). — В чем-то работа подтверждает наши худшие страхи».
Лоранс подчеркивает, что на тропических лесах в развивающихся странах будут особенно сказываться быстрые темпы строительства дорог. В ранее вышедшем исследовании «Экономические, социально-политические и экологические риски развития дорог в тропиках» австралийские ученые подсчитали, что из запланированных 25 млн км асфальтированных дорог, которые будут построены к 2050 г., около 90% придется на эти регионы.
«Дороги, как правило, открывают „ящик Пандоры“ — экологические проблемы для лесных видов, а именно фрагментацию леса, охоту, лесозаготовки», — объясняет Лоранс. В Амазонии 95% всех случаев обезлесения происходит в пределах 5,5 км от законной или незаконной дороги.
Многие из этих дорог плохо построены, поэтому будут смыты обильными дождями, и вместо того, чтобы оказывать позитивное воздействие на развитие страны, могут привести лишь к потере финансовых средств.
«Тропический лес крайне восприимчив к пожарам», — обращает внимание Йос Барлоу (Jos Barlow) из Ланкастерского университета (Lancaster University, Великобритания). Исследование 2015 г. показало, что пожары на лесных окраинах, рядом с дорогами или расчистками, происходят каждые 11 лет. Для сравнения: пожары в густых джунглях случаются раз в 82 года. По мнению Барлоу, предотвращение фрагментации лесов может стать жизненно важным шагом в работе по сокращению числа лесных пожаров.