11.09.2019
12 минут на чтение

Трудности переработки. Отходы в большом городе

Что мотивирует компании вкладываться в экологизацию зданий

Современные города застраиваются очень быстро — новые дома, бизнес-центры появляются каждый год. Именно здесь образуется большая часть твердых коммунальных отходов — одна из главных проблем мегаполисов. Переполненные мусорные полигоны — последствия неосознанного потребления и пока еще несформированной системы переработки.

Сегодня и жители домов, и бизнес могут внести свой вклад и помочь становлению этой системы. В частности, сами здания могут снизить свой экологический след. В системах зеленых стандартов строительства и эксплуатации процесс обращения с отходами всегда регламентирован как неотъемлемая часть повышения экологичности здания и снижения воздействия от его эксплуатации на окружающую среду. С 2020 года раздельный сбор мусора на территории города будет обязательным для собственников отходов, но многие начинают уже сейчас. Например, крупнейший собственник премиальной офисной недвижимости в Москве, компания O1 Properties внедряет раздельный сбор отходов на всех своих 12 объектах уже в этом году. На такое решение ее подтолкнули не только требования системы зеленой сертификации BREEAM, которую проходят все здания компании, но и запросы арендаторов.

По данным EcoGreenOffice.Club, чаще всего в зеленых, сертифицированных по экостандартам бизнес-центрах находятся арендаторы с развитой корпоративно-социальной и экологической ответственностью. Они вовлекают в свои идеи сотрудников, занимаются их экопросвещением, что дает максимально эффективный результат.

О том, как устроены «зеленые офисы» изнутри, какую роль в экологизации зданий играет раздельный сбор отходов и почему это выгодно, рассказали +1 коммерческий директор и руководитель EcoGreenOffice.Club Екатерина Кузнецова и коммерческий директор О1 Properties Павел Барбашев.

Углеродный след промышленности, сельского хозяйства и транспорта принято считать, потому что они являются основными поставщиками СО2 в атмосферу. Вы уверены, что не менее важно сокращать выбросы офисов? Есть ли данные по загрязнению атмосферы жизнедеятельностью «офисного планктона»?

Екатерина: По данным, полученным к Парижскому климатическому саммиту в 2015 году, все здания мира обладают потенциалом снижения выбросов СО2 в 3,2 гигатонны. Чтоб понять сколько это, представьте семь миллионов железнодорожных вагонов — именно столько выбрасывают в атмосферу все здания мира за год.

По нашим данным, ежегодно все бизнес-центры Москвы выбрасывают около 495 тыс. тонн СO2, каждое офисное здание в среднем — 330 тонн в год или 27,5 тонн СO2-эквивалента в месяц. Можно пропорционально разбить это количество на арендаторов в здании и получить средний по Москве объем выбросов на офис.

Здесь мы говорим о прямых выбросах от потребления энергии, но есть и косвенные — логистика компании, количество командировок сотрудников (самолеты — это огромные выбросы в атмосферу), закупки на жизнедеятельность компании, которые становятся отходами в дальнейшем. Задача эко-зданий, эко-офисов, а даже точнее эко-бизнеса, сократить объем вывозимого на полигоны.

Сегодня уже не секрет, какие полигоны в России, как туда едут отходы и как бывает, что они не доезжают и оказываются где-то в лесах. С компаниями, которые вывозят вторсырье, такого не произойдет: вторсырье — это деньги: отсортированные фракции продают заводам-переработчикам. Компаниям, которые отправляют отходы на переработку выгоднее их продать, чем покупать талоны на полигон.

Как связаны отходы и выбросы СО2? Здесь идет речь о выбросах метана — более сильного и опасного парникового газа, чем СО2. Метан образуется при разложении органики на полигонах (включая бумажные отходы). Если отходы уехали не на полигон, а на мусоросжигательный завод — это тоже бедствие, потому что не бывает безопасного сжигания как для воздуха вокруг, так и с точки зрения токсичной шлаковой золы, которую опять нужно везти на полигон.

Большинство компаний арендуют офисы в старых зданиях. Понятно, что они не будут вкладываться в глобальную реконструкцию — дорого, не свое, часто собственник просто не разрешает этого делать. Что можно сделать в такой ситуации, чтобы офис стал более экологичным?

Екатерина: В нашей системе сертификации для офисов СДС «Зеленый офис. EcoGreenOffice» есть варианты для разных случаев. Мы по опыту знаем, что офис в арендуемом здании может сделать мало по инженерии, но это не повод лишать его приверженности целям устойчивого развития и принципам экологичности. Например, можно повысить энергоэффективность закупаемой техники и оборудования в офис, внедрить программы сбережения энергии, тепла, воды для сотрудников, наладить раздельный сбор (начать с бумаги), поставить диспоузеры, которые сократят попадание органики на полигоны, поработать над логистикой и командировками сотрудников, экологизировать процессы печати, систему закупок, улучшить микроклимат офисного помещения с помощью растений.

Важно, чтобы арендаторы с чего-то начали, развив в себе эко-привычки. Тогда при переезде в новый офис они продолжат следовать всем полученным рекомендациям. У нас есть такие прецеденты.

Павел: Понятие «зеленый офис» включает несколько аспектов: инженерные системы позволяют сокращать потребление воды, тепла, энергии и уменьшать негативное воздействие здания на окружающую среду. Архитектурное решение и планировка помещений дают доступ к естественному освещению, обеспечивают комфорт пользователей. Понятно, что в здании, которое не проектировалось по «зеленым стандартам» все требования выполнить сложно. Но даже в здании, прошедшем редевелопмент, внедрять зеленые стандарты возможно. Например, озеленять территорию, создавать комфортные зоны отдыха, ставить велопарковки, зарядки для электромобилей. Внутри офиса можно организовать планировку таким образом, чтобы обеспечить сотрудникам визуальный и акустический комфорт, установить датчики движения для контроля освещения и потребления воды. Например, один из наших проектов — бизнес-центр «Кругозор» — является проектом редевелопмента зданий фабрики игрушек советской постройки. В июле проект прошел сертификацию по BREEAM и получил оценку GOOD.

Коворкинг — одна из примет новой шеринг-экономики. Можно ли озеленить коворкинг, не повышая затрат на аренду для резидентов, ведь даже небольшой рост аренды критичен для большинства из них?

Екатерина: Вполне. Коммунальные услуги платит собственник коворкинга (они «зашиты» в себестоимость рабочего места). Ему выгодно применять энерго- и водоэффективные решения — он меньше платит за ЖКУ, а стоимость рабочего места может не меняться. Дополнительную позитивную экономику коворкингу, как ни странно, может принести раздельный сбор отходов. Бумагу и пластик можно продавать, как вторсырье и сократить оплату за вывоз ТКО. Единственное, для накопления необходимого объема нужно дополнительное место и один-два пресса, которые позволят хранить вторсырье компактно. Это вполне может быть небольшое помещение площадью пять квадратов. Есть нюансы по требованиям пожарной безопасности, но и это прорабатывается.

Несмотря на утверждение, что современный офисный сотрудник ответственен, политика озеленения офиса зачастую спускается сверху. Важно ли прививать персоналу эко-привычки?

Екатерина: Напротив, наиболее часто в российских компаниях инициатива идет снизу от сотрудника или группы сотрудников — экоактивистов. Недавно ситуация начала меняться, и инициатива стала поступать от руководства компаний. Я вижу в этом результат совокупности факторов: спроса сотрудников на зеленые рабочие пространства, включая экологизацию жизнедеятельности офиса, и мировых трендов, которые продиктованы, в том числе климатическими изменениями.

Тренд на экологичные офисы и здания не уйдет, а напротив — будет расти. Согласно соцопросам ведущих мировых консалтинговых агентств, молодое поколение Z сильно ориентировано на экологичность и социальную ответственность компании. На первый план при выборе места работы выходят не только деньги, но и нематериальная мотивация. Молодые люди с большим желанием готовы отдавать свое время и силы компаниям, которые социально и экологически ответственны, несут в себе глобальные ценности и готовы сделать этот мир лучше.

Я с тоской смотрю на офисы ведущих российских ведомств, от которых зависит будущее (космическая и другие важные направления науки) — это прошлый век! Принтеры стоят на столах сотрудников и при печати выбрасывают тяжелые металлы, плохая вентиляция в старых зданиях, тоскливый дизайн, тусклые депрессивные краски — как молодым умам трудиться на благо страны продуктивно и креативить в таких условиях? Как совершать прорывы? То же самое могу сказать об оупенспейсах — ведущие компании мира уже давно от них отказались, такие пространства доказали свою низкую эффективность. Как бы это сильно не звучало, но светлое будущее страны начинается и в «зеленых офисах»!

Павел: У компаний, которые внедряют концепцию «зеленого офиса», как правило, есть внутренняя система популяризации этого понятия. Успех во многом зависит от мотивации сотрудников, которые в нем работают. Чем больше разъяснительной работы ведется внутри, тем больше сотрудники задумаются об изменении собственных привычек за пределами офиса. В рамках нашего бизнеса мы стараемся не ограничиваться своей компанией, но и активно вовлекаем в эту работу арендаторов, большинство из которых с удовольствием откликаются для участия в экологических проектах. А сейчас мы уже сами получаем какие-то идеи и инициативы от арендаторов.

Как правильно построить экологическую ответственность за рамками офиса — ведь важно, чтобы разделенный в офисе мусор не был бы перемешан тут же за воротами в одном контейнере?

Екатерина: Мы можем отвечать за процесс, если его контролируем. Мы сами помогаем компаниям внедрить раздельный сбор и поддерживать эффективность процесса.

Мы или вывозим мусор на склад к проекту «Собиратор», либо на сортировку в Москве в компанию «Эколайн». В зависимости от объемов и возможности платить за вывоз мы помогаем объектам работать с этими компаниями напрямую или через нас. Но здесь есть нюансы.

«Эколайн» — московский оператор по вывозу в районах ЦАО и САО — у них свои мощности и сортировка. Даже идеально собранный чистый бак пройдет ленту сортировки. На 100% пригодным к переработке фракции не собирает никто. Можно собирать в один бак все, что подлежит переработке: пластик всех видов, тетрапак, стекло, железо, отдельно картон и бумагу (чтобы не испачкать случайно вытекающими остатками молока из тетрапака, например).

Единственное, что важно всегда — вторсырье не должно быть перемешано с остатками пищи. По статистике «Эколайн», из общего объема ТКО, отсортируют всего лишь 8-10%, а вот из бака под вторсырье пойдет в переработку уже 80% и более. Именно поэтому важно сортировать на уровне отправителя.

Все ли компании, которые доросли до «зеленого офиса», можно назвать подлинно «устойчивыми»?

Екатерина: Добровольная экологическая сертификация — это ответственный шаг, решимость быть более безопасным, экологичным и устойчивым, чем того требуют нормы. Но это не отменяет необходимость соответствия законным требованиям.

Подлинная устойчивость проявляется в результатах: вы сократили потребление ресурсов больше, чем положено по нормативам, снизили количество потребления воды, у вас нет социального неравенства, вы позаботились о маломобильных группах населения, стараетесь гармонично развивать направления повышения экономики, снижения нагрузки на окружающую среду, комфорта и безопасности человека. Устойчивость — это комплексное понятие, стандарты «зеленого офиса» встраиваются в него, становятся неотъемлемой частью, а иногда и отправной точкой для развития других экологических инициатив.

На вашей почте письмо со ссылкой для подтверждения подписки