30.08.2019
6 минут на чтение

Сначала — человек, а потом — технологии

Карлос Морено, специальный посланник мэра Парижа по вопросам «умных» городов, — о приоритетах цифровизации во Франции

 

Прежде всего скажу, что считаю классическую идею «умного города» неактуальной: не стоит верить, что, полагаясь на технологии, можно справиться с современными вызовами. Я работаю над формированием понятия «гуманистического умного города», цель которого — повышение качества жизни. «Умным» его можно назвать в той степени, в какой он отталкивается от нужд человека.

Такой город учитывает проблему изменений климата во всех аспектах жизнедеятельности. Технологии способствуют декарбонизации экономики. К 2030 году мы планируем сократить выбросы СО2 не менее чем на 45%.

Города Франции, как и в других странах, неоднородны с точки зрения готовности к переориентации на безуглеродные экономику и транспорт и по степени осознания климатической проблемы. В ее решение вовлечен Париж. В декабре 2015 года в столице было подписано Парижское соглашение, направленное на сокращение выбросов СО2 странами. Объединение городов С40, которые вместе с государствами борются за климат, возглавляет мэр Парижа Анн Идальго. Движение «Тысяча миллиардов на климат» добивается финансирования климатических проектов и помощи людям, пострадавшим от погодных катаклизмов. Кроме Парижа, в указанных инициативах участвуют Нант, Ренн, Бордо. Несмотря на трудности перехода, один за другим они осознают необходимость менять уклад жизни.

Французские компании активно осваивают рынок «умных городов». Например, стартап Parkki разработал сенсор, который устанавливается на уличных фонарях и анализирует территорию в радиусе 100 метров, чтобы проверить наличие cвободных парковочных мест. Производители электроавтобусов EasyMile и Navya, создатели голосовой системы управления автомобилем Talk to My Car — тоже французские компании. В нашей стране сильная инженерно-техническая школа. К нам приезжают учиться из-за рубежа, у нас много молодежи с предпринимательским духом. У нас благоприятная атмосфера для развития инноваций. Есть и инкубаторы, которые специализируются на решениях для «умного города». Крупнейший из них — парижский Station F. Его резидентами является 1000 стартапов, в числе партнеров — Facebook, Amazon, Microsoft. В Station F реализуется более 20 международных программ для предпринимателей.

В 2012-м правительство Франции поставило 57 приоритетных задач по развитию цифровой экономики к 2020 году. Среди них — увеличение охвата цифровыми технологиями до 100% местных компаний и полный переход к электронному бумагообороту.

Технологии с открытым исходным кодом и открытые данные должны стать средством вовлечения горожан в решение проблем. Так, мобильное приложение DansMaRue, созданное властями Парижа, позволяет жителям сообщить о происшествиях и технических неполадках.

Париж достиг результатов в борьбе с выбросами от транспорта — в частности, за счет сокращения числа машин с двигателями внутреннего сгорания. В некоторых зонах ограничили движение, другие стали полностью пешеходными. В июле в столичную зону запретили въезд автомобилей 5 класса загрязнения: 18 лет и старше — для дизельных и 20 лет — для бензиновых машин. Созданы 150 км велодорожек, сервисы проката автомобилей и велосипедов, в том числе электрических, с приложениями для пользователей. В первое воскресенье каждого месяца движение перекрывают на Елисейских полях. Появляются кварталы, где люди могут жить и работать, — потребность в использовании транспорта уменьшается.


В Москве выбросы от автомобилей за восемь лет удалось снизить с миллиона до 782 тысяч тонн. Это стало возможным благодаря ограничению доступа грузовиков в дневные часы на МКАД и ТТК, развитию электротранспорта, обновлению городского парка, строительству дорог, развязок, ТПУ и выделенных полос для общественного транспорта, расширению зон платных парковок, стимулированию мобильности пешеходов и велосипедистов. В столице открываются новые станции метро и МЦК, появляются зарядные станции для электромобилей, работают 13 операторов каршеринга и более 55 тысяч машин такси, 120 электробусов курсируют по девяти маршрутам, а 65% автопарка соответствует экологическим классам 4 и 5. Система городского велопроката насчитывает 430 станций, 4120 велосипедов и 230 км велодорожек, которые пролегают по улицам и паркам Москвы.


Климатическое просвещение стало обязательным в школах и университетах, в них также действуют программы по ресурсосбережению. Париж развивает сити-фермерство: в столице открыто пять агрикультурных парков. Деревня тоже должна «умнеть», что поможет увеличить поставки продовольствия в город. Утвержден план сбора дождевой воды с ее дальнейшим использованием для полива зеленых насаждений и уборки улиц. Сами парижане проголосовали на портале мэрии за строительство 41 небоскреба с вертикальными садами, озеленение школ и других общественных пространств.

В 2024 году в Париже пройдут Летние Олимпийские игры, наша цель — сделать их как можно более инклюзивными и безопасными для климата. Мероприятие будет организовано в соответствии с принципами циклической экономики. На строительстве объектов будет сокращено использование бетона, который заменят материалами, пригодными к вторичной переработке. Это потребует новых строительных технологий. Электронный билет для зрителей объединят с проездным билетом на общественный транспорт. Для проведения игр будет использоваться электроэнергия, полученная из возобновляемых источников.

Две другие основы «умного города» — социальное развитие, под которым я подразумеваю снижение бедности и улучшение экономики. Каждому человеку нужно обеспечить возможность работать, получать доход и вносить вклад в управление городом. Этой цели и служат инновации. Без технологий мы не смогли бы создать доступную каждому систему велопроката, платформы для электронного голосования, сенсоры для оценки качества воздуха — то, что меняет жизнь людей к лучшему. Если мы не сокращаем разрыв в доходах, мы губим человеческий капитал.

На вашей почте письмо со ссылкой для подтверждения подписки