«Сенсо­ры для измерения локального загрязнения нужны во всем городе»

Евгений Ганьшин, директор по развитию компании «Аэростейт», — о том, как развивается рынок прогнозирования качества воздуха

В Европе, в Штатах и в Азии проводились исследования, как коррелируют уровни разных веществ — например, мелкодисперсной пыли (PM) — и заболевания. Частички PM меньше диаметра человеческого волоса, они могут попадать напрямую в кровеносную систему, закупоривать сосуды и в результате являться причиной сердечно-сосудистых заболеваний. К сожалению, в российском здравоохранении нет явной привязки качества воздуха к сердечно-сосудистым заболеваниям или заболеваниям легких, в том числе онкологии. Просто этого никто не считал. С качеством воздуха плюс-минус связана онкология только дыхательной системы.

Сервис Aerostate анализирует уровень содержания в атмосфере вредных веществ на основе спутниковых снимков, открытых данных об автомобильном трафике и промышленных выбросах и делает прогнозы качества воздуха на несколько дней вперед. В Москве, например, мы используем данные «Мосэкомониторинга» для валидации собственных прогнозов: сравнивая их с реальными данными, мы можем постоянно повышать точность прогнозирования алгоритмом на базе машинного обучения.

Запуск Aerostate пришелся на 2015 год. Когда мы его представляли в Нью-Йорке, нам казалось, что отклик на проект очень пассивный. Мало кто тогда понял, что мы хотели им объяснить. Это как пытаться рассказать людям, что на улице 25 °C, а люди еще не знают, что такое шкала Цельсия. Катализаторами интереса к проекту стали отчет Всемирного банка, в котором говорилось, что каждая десятая преждевременная смерть в мире связана с качеством воздуха, а также общемировой рост интереса к проектам «Умный город», в которых важным критерием является экологичность, и, в частности, качество воздуха.

Сейчас в мире появилось много проектов, связанных с разработкой оборудования по измерению качества воздуха. Как следствие, появились компании, которые на основе полученных данных делают аналитику. Конкурентов в сфере стало больше, и это хорошо. В России появились производители своего «железа». Есть, например, несколько компаний в «Сколково».

В нашей стране выбросы часто привязывают к промышленным объектам, громко говорят о сероводороде и неприятных запахах, но почему-то забывают про выбросы от транспорта.

А вот если посмотреть выбросы от автотранспорта и связанные с ним загрязнения (диоксиды азота, CO, PM2,5, PM10 и др.), там ситуация будет совсем другая, но люди обращают на это меньше внимания, потому что не ощущают присутствия вредных веществ. У пыли в России вообще нет класса опасности.

Основная головная боль предприятий индустриального сектора заключается в выбросах выше нормы, которые может зафиксировать государство. У некоторых производств на трубах установлены датчики, фиксирующие объемы выбросов, а в городе работают газоаналитические станции, за которыми следят местные муниципальные организации. У нас есть зародыши проектов с индустриальными компаниями, на уровне обсуждений, но они востребованы не так сильно, как хотелось бы. Одним из наших проектов в бизнес-секторе была, например, карта качества воздуха для «Яндекс.Недвижимости», но на этом, пожалуй, наши бизнесовые истории в России заканчиваются. В стране пытаются внедрять только уже зарекомендовавшие себя международные практики.

Между тем у нас есть проект в Южной Корее: один крупный автопроизводитель на медиапанелях своих машин показывает, наряду с прогнозом погоды, еще и прогноз качества воздуха, чтобы люди могли строить более экологичный маршрут и меньше дышать загрязненным воздухом. Кроме того, прогнозы качества воздуха интересуют беговые приложения. Их мотивация проста: завлечь с помощью дополнительных опций больше пользователей для приобретения платных маршрутов. Например, можно зайти в мобильное приложение и построить маршрут на 5-10 км с учетом данных о состоянии воздуха. Такие практики становятся важными для людей, и, как следствие, бизнес начинает их интегрировать.

Основная разница в подходах к вопросам загрязнения воздуха в России и в мире — в том, что у нас больше развиваются проекты, связанные с загрязнением атмосферы отдельными выбросами — к примеру, от нового нефтеперерабатывающего завода. В мировых практиках больше внимания уделяется постоянному значению качества воздуха, которое складывается из многих факторов. Измерения важны, и, на мой взгляд, нужно весь город оборудовать сенсорами. Пока нет плотной сети данных, мы действуем немного вслепую, пытаясь снизить фоновое загрязнение воздуха — не у источника, а на уровне района. Когда на весь город есть всего 56 станций мониторинга, из которых только пару десятков ведут измерения по специфическим компонентам (фенол, формальдегид и др.), этого недостаточно для такого большого города, как Москва. Чем больше данных, тем точнее прогноз, который важен для эффективной борьбы с фоновым загрязнением воздуха.

В России мы ходим по одному и тому же полю с непонятным продуктом. Ну, измерили мы качество воздуха, и что с этим делать дальше? Для государства и для бизнеса это не является конечным продуктом, данные нужно дальше привязывать к здравоохранению или использовать как прогноз погоды. Ведь если мы знаем, что через два часа будет дождь, мы берем с собой зонт, если мы знаем, что через два часа рядом с домом будет пробка, можно закрыть окно.

Записала

Марина Дульнева