«Программа гармонизирует развитие окраин и уравняет возможности жителей»

Директор общероссийской организации «Городские реновации» Олег Зоря оценил планирование, реализацию и долгосрочные эффекты столичной программы «Мой район» для общества, экологии и экономики Москвы.

Важной стороной планирования программы является формирование мероприятий на основе анализа предложений горожан. Для более полного учета потребностей москвичей необходимо вводить дополнительные механизмы прямой работы с жителями, включив в реализацию программы социально-ориентированные некоммерческие организации и объединения. Это может стать определяющим элементом формирования практики вовлечения населения в развитие городской среды периферийных районов Москвы.

Основными каналами информирования о реализации программы являются интернет-порталы московского правительства. На сегодняшний день систематизация информации не дает полного представления об основных параметрах и итогах программы. Обычному жителю достаточно сложно составить объективную картину происходящих изменений. Думаю, необходимо создавать дополнительные платформы для полноценной обратной связи с москвичами, сбора более качественной информации с мест, создания возможностей для участия жителей в обсуждении программы. Это повысит эффективность ее мероприятий и будет лучше соответствовать ожиданиям главных благополучателей.

На мой взгляд, цель программы отражает именно то, что необходимо жителям Москвы. Районы развиваются неравномерно, влияние городского центра усиливается, что, в свою очередь, порождает еще большую неравномерность развития районов, особенно — окраинных. Создание в периферийных районах качественной инфраструктуры и дополнительных точек притяжения является ключевым фактором, способствующим значительному повышению качества жизни москвичей.

Насколько я знаю, программа не содержит жестких утвержденных долгосрочных критериев и целей. Это скорее положительный аспект, так как позволяет ей быть гибкой и адаптивной, предоставляя возможность производить переоценку достигнутых результатов и корректировать дальнейшую стратегию реализации. При этом в открытых источниках нет доступной информации о том, как готовилась программа. Традиционно при разработке стратегических документов проводятся предварительные исследования, привлекаются профильные эксперты, оцениваются возможные риски и варианты развития событий.

Уверен, что и такой масштабный проект не обошелся без глубокой проработки. Я не вижу альтернатив данной программе, потому что она охватывает практически все ключевые направления развития.

Сейчас сложно дать какую-то определенную оценку тому, насколько эффективно распределяются ресурсы программы, так как она только набирает обороты. Необходимо дождаться подведения промежуточных итогов. То же касается и оценки адекватности экономических затрат инструментам реализации программы. По-моему, главным ее эффектом станет гармонизация развития отдаленных территорий и уравнивание возможностей жителей в разных частях города. Программа предоставляет огромные возможности для позитивного преобразования уровня жизни и качества среды на территории Москвы за счет всестороннего подхода и масштаба распространения. Значительного усиления социального эффекта можно достичь за счет вовлечения в реализацию различных стейкхолдеров, в том числе разных категорий населения. Такая синергия позволит вывести реализацию программы на новый качественный уровень.

С точки зрения экологии, можно рассматривать программу с разных сторон. На мой взгляд, основным экологическим направлением станет озеленение, создание новых парков и скверов. Повышение площади зеленых насаждений — определенно положительный аспект, так как растения обладают превосходным потенциалом для устранения различных загрязнений воздуха, почв и подземных вод, предотвращают эрозию грунтов и т. д. Важно соблюдать принцип биоразнообразия для обеспечения устойчивости, максимально сохраняя и приумножая различные виды животных и растений в зеленой городской среде. Вероятно, при благоустройстве будут также проводиться работы по очистке водоемов и уборке мусора, ликвидации несанкционированных свалок, что, в свою очередь, тоже является несомненным плюсом.

По данным правительства Москвы, в столице располагается 781 парк, и большинство из них — в шаговой доступности. Количество парков в городе за последние семь лет удвоилось. Этим летом консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers (PwC) признала российскую столицу самым зеленым среди 11 крупнейших мегаполисов мира. Москва лидирует по площади парков на душу населения, а почти 90 % жителей имеет доступ к озелененным территориям в шаговой доступности, утверждают эксперты. Не менее любопытные данные приводятся в докладе о состоянии окружающей среды в Москве в 2018 году. Его авторы отмечают, что 90 % городских зеленых насаждений (бульвары, скверы, аллеи и др.) находится в хорошем и удовлетворительном состоянии. Это позволяет им оказывать неоценимое позитивное воздействие на экологическое состояние города: фильтровать воздух от загрязнения, впитывать влагу после сильных дождей, создавать комфортный микроклимат. 43 % деревьев в Москве находится в самом эффективном для очищения воздуха возрасте — от 21 до 50 лет.

В докладе отмечается, что дальнейшее развитие природного потенциала в столице возможно за счет реорганизации производственно-коммунальных территорий (промышленных, производственных зон, отдельных территорий предприятий). Совокупно они занимают 18,8 тыс. га, или 17 % площади города. «В период с 2011 по 2018 гг. было утверждено 80 проектов планировки производственно-коммунальных территорий общей площадью 3580 га. Комплексная реорганизация промышленных и производственных зон позволит превратить нефункциональные территории в комфортную и безопасную общедоступную городскую среду за счет формирования комплексной городской застройки с многофункциональными технопарками, жильем, социальными объектами и новыми рабочими местами», — говорится в докладе.

Хотелось бы отметить существующую потребность в более широком информационном освещении реализующихся мероприятий. Оповещение горожан о текущей деятельности в рамках программы и конкретных улучшениях — одно из важнейших условий для возможности мониторинга соответствия достижению заявленных целей. Более того, осведомленность жителей о происходящих изменениях влияет на восприятие изменений в облике района и отклик на программу в целом.

Оценить экономические эффекты от реализации программы через десятилетие сложно. Это достаточно долгий срок для современного динамично меняющегося мира. Программа сейчас задает общий вектор развития города. В будущем мы можем столкнуться с другими вызовами и нужно стараться преломлять видение через призму текущей ситуации. Необходим регулярный мониторинг эффективности реализации программы, на основе которого должны вноситься релевантные корректировки.

Изменение качества городской среды дает заметный толчок для привлечения человеческого капитала. Качество жизни меняется на глазах — у людей появляются дополнительные услуги и возможность для отдыха в непосредственной близости к дому, отпадает необходимость дальних перемещений. Также можно ожидать повышения сплоченности локальных сообществ за счет связности городских территорий и появления новых мест для взаимодействия жителей. Все это закладывает надежный фундамент будущего.

Увеличение площади зеленых территорий в долгосрочной перспективе должно в целом положительно сказаться на экологической ситуации в Москве, но, конечно, данный вопрос невозможно рассматривать в отрыве от других мер, принимаемых в данном направлении. Для комплексной оценки необходимо учитывать и прочие внешние факторы.

Долгосрочный же экономический эффект будет положительным. Благоустройство общественных пространств и развитие инфраструктуры — это полноценное инвестиционное вложение. В будущем это повысит стоимость недвижимости, увеличит число коммерческих точек, расширит налогооблагаемую базу, позволит привлечь дополнительные инвестиции и создать рабочие места.

Записал

Антон Чугунов