Предъявите ваш сертификат

Преданные поклонники принципа «ноль отходов» в сфере бизнеса (Tesla, IKEA, Unilever и другие) постоянно работают над тем, чтобы понять — как эффективнее вовлечь ненужные материалы в производство? И каким должен быть дизайн продукции, чтобы они впоследствии нашли свое место в производственной цепочке? Ответы на эти вопросы служат главной цели — достичь в итоге нулевого объема отходов.

Внедрение принципа "ноль отходов" можно начать с раздельного сбора мусора в офисе

Плечо поддержки компаний — независимые экологические сертификации. Присутствие такого «ревизора», который подтверждает соответствие объекта предъявляемым к нему требованиям, помогает компании не сойти с рельсов и одновременно пожинать плоды экодостижений в виде сэкономленных денег и улучшения имиджа устойчивой компании через, например, упоминания в рейтингах «зеленых» фирм.

«Ноль отходов» в приоритете

Новичок среди сертификации касательно политики «ноль отходов» — стандарт TRUE (Total Resource Use and Efficiency), представленный в США в начале сентября. TRUE помогает предприятиям определять, разрабатывать, внедрять и достигать цели безотходного производства благодаря разработанному стандарту. Автор — американская независимая организация Green Business Certification Inc. (GBCI), которая специализируется на экологической сертификации. Компания базируется в Вашингтоне, а также имеет офисы в Европе и Индии. В портфолио GBCI также LEED (The Leadership in Energy & Environmental Design) — рейтинговая система сертификации «зеленых» зданий, Parksmart — первая в своем роде сертификация «зеленых» гаражей и некоторые другие стандарты.

Как говорится на сайте организации, «TRUE не требует колоссальных вложений. Внедрение принципов может начинаться с самого простого шага — замены обычных мусорных контейнеров на бачки для раздельного сбора отходов». Компании, прошедшие сертификацию TRUE, экологически ответственные, эффективнее используют ресурсы и принимают меры по сокращению отходов. «Замыкая цикл, фирмы снижают выбросы парниковых газов, собственные риски и экологический след, создают дополнительные рабочие места внутри компании», — говорится в описании сертификации.

Delaware North - обладатель платинового сертифика TRUE за экологически безопасную работу на складе магазинов компании Yellowstone General Stores

TRUE-обязательства

Каким критериям должна соответствовать фирма, чтобы пройти сертификацию TRUE? Есть ряд требований:

1. Необходимо придерживаться политики по достижению «нуля отходов» и за последние 12 месяцев использовать около 90% мусора, который мог бы отправиться на полигоны или быть сожжен.

2. Извлеченные материалы должны быть переработаны и возвращены в том или ином виде в производственный цикл или проданы в качестве ресурсов другим предприятиям. Грубо говоря, нужно показать, что высокий процент отходов не закончил свою жизнь на обычной свалке.

3. Строгое следование всем федеральным и региональным законам в сфере обращения с отходами — обязательно. Фирма также должна обладать данными о ежегодном образовании мусора, включая цифры за первые годы работы с целью сравнения данных и наблюдения прогресса (или регресса).

4. Условие для сохранения сертификации TRUE — ежегодное представление GBCI отчетов по возвращению извлеченных материалов в производство. А также публикация на сайте GBCI программы по достижению концепции «ноль отходов» в виде кейса.

TRUE строится по рейтинговой системе. Максимальное количество баллов, которое может заработать компания, — 81. Оценка состоит из нескольких пунктов: снижение отходов, редизайн продукции с целью уменьшить их объем, переработка, степень замкнутости производственного цикла, инновации и некоторые другие. Чтобы пройти сертификацию, необходимо набрать минимум 31 балл.

По словам руководителя направления «Устойчивое развитие» компании «ОптиКом» Анны Сычевой, подобная независимая сертификация имеет много плюсов. Например, она помогает организациям системно подойти к решению экологических проблем, перейти от единичных инициатив к масштабным проектам и в результате добиться весьма существенных положительных изменений.

«Сертифицировать лишь систему обращения с отходами недостаточно. Стандарт экологической безопасности должен включать множество аспектов, в том числе и «зеленые» закупки: ведь от того, какую продукцию организация приобретает для собственных нужд, зависит и то, какие отходы у нее образуются. В идеале, компания должна не только передавать отходы на переработку, но и закупать расходные материалы из вторичного сырья. Именно такой подход отвечает принципам циклической экономики»

Анна Сычева, руководитель направления «Устойчивое развитие» компании «ОптиКом»

Анна Сычева, руководитель направления «Устойчивое развитие» компании «ОптиКом»

Автор

Татьяна Кондратенко