Поймать волну

Как Москва и мировые столицы облагораживают свои набережные

Из закованных в гранит и камень защитных сооружений городские набережные постепенно превращаются в популярные места отдыха.

Архитекторы, урбанисты и экологи ищут новые, актуальные решения для превращения городских рек из транспортных артерий в живые пространства для отдыха, развлечений, полезного для здоровья времяпрепровождения в экологичных оазисах мегаполиса. Многие решения уникальны — они основаны на традициях национальной культуры, новейших мировых технологических достижениях и особенностях того или иного локального ландшафта.

От деревянных причалов к общественным пространствам

Возможность неспешно прогуливаться вдоль красивой набережной и жить в доме с видом на воду ценилась во все времена в разных странах. Власти стремились сделать хотя бы часть прибрежной полосы местом для отдыха жителей, хотя главной целью при обустройстве берегов была все же защита от наводнений.

Закованная в гранит Москва-река из берегов не выходила, но до недавних пор и желания гулять вдоль нее не вызывала. Исключений было немного. Кроме того, исторически в большинстве районов набережные граничили с промышленными зонами, а река работала для перевозки грузов. Со временем прибрежная инфраструктура приходила в упадок. Даже прогулочные кораблики теряли популярность у москвичей из-за отсутствия привлекательных мест по пути следования.

Преобразование столичных набережных в интересные и уютные общественные пространства для отдыха москвичей началось всего шесть лет назад — с реконструкции Крымской набережной. Часть ее расширили, связали с Парком Горького, объединили с Андреевской и Воробьевской набережными, Музеоном и Нескучным садом — в результате Москва получила масштабный городской парк с самой длинной набережной. Тут совместилось все — желание городских властей, деньги (в этот проект было вложено из бюджета 2 млрд руб.) и необычный архитектурный замысел (проект Крымской набережной был создан бюро Wowhaus). Место сразу стало пользоваться бешеной популярностью у москвичей и гостей столицы, и градоначальники приняли решение продолжить эксперимент.

В 2014 году был объявлен международный конкурс на лучший проект развития территорий Москвы-реки (речь шла о 10,4 тыс. га и более 200 км береговой линии), а в 2017 году была принята отдельная городская программа, которая сейчас активно реализуется. По словам заместителя мэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, за следующие три года будут благоустроены почти 120 км береговой линии и создано около 40 общественных зон. Сейчас работы ведутся на Шелепихинской, Пресненской и Нагатинской набережных, а также практически «с нуля» создается набережная Марка Шагала на территории бывшей промзоны ЗИЛ.

Девелоперы в тренде

Помимо столичных властей, в процесс активно включились девелоперы, возводящие жилые комплексы на бывших промышленных землях. Обустроенная набережная рядом с домами — существенный плюс для любого покупателя, и застройщики идут на такие расходы для получения конкурентных преимуществ для своих проектов. Так, летом прошлого года была открыта набережная жилого квартала «Ривер Парк» в Нагатинском Затоне, на создание которой, по данным компании AEON Corporation, было потрачено 100 млн руб., еще около 210 млн руб. инвестировано в 4-летнюю аренду самой прибрежной полосы.

Концепцию проекта разработало архитектурное бюро Wowhaus. Длина набережной составляет 700 м, а после завершения второй фазы строительства достигнет 1,5 км. Набережная необычно оформлена, здесь есть паруса-фонари, яркие флюгеры и арт-объекты. Кроме того, в «Ривер Парке» имеются и свои причалы, куда уже сейчас можно пришвартовать личный речной транспорт, а также эллинги для хранения лодок и яхт в «несезон». Проектом предусмотрено создание детской парусной школы, а также прокат катамаранов и других плавучих средств. Набережная разделена на зоны, где можно и прогуляться, и подняться на специальные обзорные площадки, и заняться спортом. Вся эта красота дополнена «зеленым променадом» — деревьями-крупномерами разных пород, цветниками и кустарниками.

Еще один интересный прошлогодний кейс по созданию набережной — от компании «Донстрой», которая одновременно с вводом первой линии жилого комплекса «Сердце Столицы» благоустроила и 600-метровую часть Шелепихинской набережной (общая площадь — 5 га), в рамках планов властей по организации единого благоустроенного пространства от Краснопресненской до Карамышевской набережной. Сейчас вместо заброшенной территории бывшей промзоны здесь открыто прогулочное пространство для горожан. Проект также выполнен бюро Wowhaus. Общий объем инвестиций в создание набережной составил 0,5 млрд руб. По словам руководителя департамента развития проектов АО «Дон-Строй Инвест» Станислава Архипова, на такие расходы компания пошла осмысленно: «Девелопер должен создавать новое качество жизни не только внутри дома, но и вокруг него. Так у людей появляется пространство для общения, развития соседских отношений, сообществ по интересам — в результате жизнь каждого человека становится насыщеннее, ярче, активнее».

Девелоперы облагораживают не только берега Москвы-реки. В 2016 году концерн «Крост» благоустроил набережную Головинского канала в рамках редевелопмента бывшей промышленной зоны Братцево. Водоем очистили, пространство вокруг облагородили. Сейчас там площадки для пикников, зоны отдыха, места для рыбалки и даже небольшой зоопарк, где живут фазаны, кролики и камерунские козы. Здесь проводятся фестивали районного и городского масштаба.

Московская перспектива

Архитекторы и урбанисты не сомневаются, что очень скоро берега Москвы-реки превратятся в «город-сад». «Москва такими серьезными темпами преобразует свои общественные пространства, она не только вышла на международный уровень, но и создала собственный стиль. Можно сказать, что какие-то европейские города уже „не дотягивают“ до уровня российской столицы. И реконструкция набережных — это очень мощная и правильная линия», — считает Андрей Асадов, генеральный директор АБ Asadov.

Единственное, что может помешать этому процессу, по мнению руководителя аналитического отдела Агентства стратегического развития «ЦЕНТР» Ольги Грицан, — это позиция владельцев земельных участков, расположенных вдоль реки. «Обсуждая благоустройство набережных, не следует забывать, что самыми некомфортными для жителей являются прибрежные территории действующих и бывших производственных зон. И здесь важна позиция собственника земельных участков, от которой зависит и общий успех», — предупреждает эксперт. Впрочем, город серьезно заинтересован в реконструкции набережных. Предлагая владельцам земли совместное участие в таких проектах, он готов выступать соинвестором по этой программе, поэтому есть надежда, что с собственниками властям удастся договориться.

Еще один важный момент, который пока остается «за кадром» при реконструкции набережных, — это водная система всего региона. «Если мы говорим не просто об общественных пространствах для людей, а о водной системе столицы, которую мы хотим привести в порядок и улучшить общие экологические показатели, флору и фауну, то ее нужно рассматривать целиком, а не только главную артерию. В программу стоит добавить не только набережные Москвы-реки, но и ее притоки — малые реки Москвы. Это позволит комплексно решать проблемы, разнообразить городской ландшафт и создать новые точки притяжения горожан», — предлагает старший партнер и директор по развитию ландшафтной компании ARTEZA Денис Кусенков.

Регионы не отстают

Как важно заботиться не только о благоустройстве прибрежных территорий, но и об очистке всей водной системы, показывает опыт Татарстана, где была принята Программа развития общественных пространств Республики. Речь идет о Лебяжьих озерах и набережной озера Кабан. Как рассказали в пресс-службе президента Татарстана, до начала работ территория системы озер Лебяжьи находилась в очень плохом состоянии. Была большая проблема, что делать с озерами, — в их ложе вырос лес, а флора и фауна полностью изменились. Одно из озер, Сухое Лебяжье, заросло почти на 90%.

В итоге, за счет инвесторов, с привлечением экспертного сообщества, была проведена экореабилитация системы озер, благодаря чему в водоемы вернулась вода, установился постоянный уровень в 4 м. Была применена технология самоочищения водоема — по проекту китайского бюро Turenscape была построена система каскадов водных прудов, очищающих воду путем инфильтрации растениями.

«Разработанная бюро Turenscape каскадная система биотехнологической очистки воды при помощи водных растений хорошо себя зарекомендовала и могла бы использоваться в тестовом режиме при благоустройстве московских набережных», — надеется Ольга Грицан. Олег Шапиро, сооснователь бюро Wowhaus, рассказал, что очистке водоемов и сейчас уделяется внимание — например, в Туле была проделана огромная работа по санации русла реки Упы.

«Дно было очищено от векового мусора, поднято и вывезено около 70 тонн ила, восстановлен экологический баланс, и уровень воды сейчас контролируют гидросооружения», — отметил эксперт. Впрочем, по его мнению, очистить воду при помощи небольшого количества растений вряд ли можно. «Это, скорее, просветительская фишка, чем реально действующая мера», — объяснил Олег Шапиро.

Заграница нам поможет

Несмотря на успехи, отечественным специалистам по организации набережных есть что перенять у коллег. По словам Ольги Грицан, мировая практика предлагает множество разнообразных решений изменения прибрежных территорий. Например, парк Hunter’s PointSouth в Нью-Йорке на берегу Ист-Ривер, созданный на месте бывших заводских территорий. Благодаря многоуровневым террасам здесь созданы зоны тишины для спокойного отдыха и обзорные площадки на вершине насыпей, с которых открывается прекрасный вид на город. «Естественная береговая линия с заболоченными участками, устойчивыми к приливам и отливам, и пологой кромкой из валунов соответствует последним экологическим трендам и является интересной (и экономичной) альтернативой „заковыванию“ реки в гранит», — отмечает Ольга Грицан.

Олег Шапиро назвал несколько знаковых набережных, поменявших жизнь целых районов. Одна из них — набережная Мадрид-Рио, которую достроили в 2010 году. «Ее строительство не приостанавливалось даже во время экономического кризиса в Испании — настолько важным для страны был этот проект. Набережная связала удаленные районы с центром и создала новые точки притяжения для туристов и местных жителей. Так, бывшая городская бойня в районе набережной преобразилась в грандиозный культурно-развлекательный кластер», — рассказал Олег Шапиро. Он напомнил, что одним из самых первых примеров реновации стала нижняя набережная в Париже, с временными песочными пляжами. Кроме того, помимо благоустройства есть еще редевелопмент портовых территорий, как в Гамбурге, Копенгагене и Лондоне, но это уже с постройкой капитальных зданий — например, театра.

Автор

Татьяна Рютина