Отчего «зазеленел» крупнейший в России производитель автохимии

В России об устойчивом развитии чаще всего пекутся транснациональные корпорации. Они берегут природные ресурсы, сокращают и перерабатывают отходы. Отечественный бизнес проявляет осознанность гораздо реже. Поэтому, когда лидер рынка автохимии компания Grass пригласила Plus-one.ru на завод под Волгоградом, чтобы показать свой подход к устойчивому развитию, мы удивились — и согласились. Георгий Кожевников узнал, чем уникально предприятие и насколько серьезны его «зеленые» амбиции.

Линия для производства пластиковых ёмкостей для бытовой химии
Линия для производства пластиковых ёмкостей для бытовой химии
Фото: Екатерина Кузнецова

Из кустарей в монополисты

«Вчера мы вернулись с тренинга по выживанию. Самое легкое испытание — когда нас закапывали в землю. На 10 минут погружали в могилу, надо было дышать через шланг. Кто-нибудь занимался такими вещами?» — с серьезным видом спросил основатель Grass 42-летний Михаил Грачев. Перед ним сидели 20 журналистов, прилетевших на экскурсию по заводу. «Да мы каждый день выживаем», — раздался голос из зала. «Так все говорят», — парировал топ-менеджер. «Недавно я был на Алтае, где мы четыре дня жили без еды», — продолжил рассказывать о своем досуге основатель Grass.

18 лет назад Михаил Грачев вместе со своим другом и партнером Константином Федановым занялся производством автомобильной и бытовой химии. Начиналось все с кустарного производства в гараже. Сегодня Grass — монополист, занимающий 50% российского рынка автохимии — средств ухода за машиной. Из Волгограда предприниматели уезжать не собираются: оба живут согласно принципу «где родился — там и пригодился». Впрочем, Михаил родился в Самаре.

Генеральный директор Grass Михаил Грачев
Генеральный директор Grass Михаил Грачев
Фото: Екатерина Кузнецова

Производство находится в 40 минутах езды от центра Волгограда — в городе Волжский. Сейчас там работают около 900 сотрудников, еще 300 — на удаленке. Когда попадаешь в административное здание, бросается в глаза невероятное количество стикеров на стенах. На каждом обозначена конкретная задача. Это плоды необычного для российских заводов подхода к организации труда. Сотрудники всех подразделений Grass — от склада до бухгалтерии — используют agile-схемы (практики гибкого принятия решений и управления проектами. — Прим. Plus-one.ru). Чаще всего они встречаются в IT-фирмах, хотя «Сбер» тоже может ими похвастаться. Второе, что видишь: корзины для раздельного сбора мусора — повсюду. Компания дает понять, что заботится об окружающей среде.

Не последнюю роль в успехе Grass играют продвижение и SMM. Даже Михаил Грачев ведет собственные Instagram- и YouTube-блоги, на которые подписаны 253 тыс. человек. Журналистов компания позвала, видимо, желая устроить своим креативным подразделениям и бизнесу небольшой стресс-тест — подобно тому, что устраивает себе один из ее основателей, отправляясь без провианта в дикую природу.

Подсмотрели в Америке, применили у себя

По словам основателей Grass, пример американских IT-стартапов вдохновил их обновить методы управления компанией и вывести на рынок новую продукцию. В 2015-м компания решила освоить нишу бытовой химии. Доля автомобильных чистящих средств в обороте Grass снизилась с 83% до 45%, хотя продажи этих товаров возросли с 1 до 4 млрд руб. Доля бытовой химии подскочила с 7% до 33% (с 0,5 до 2,7 млрд руб.), косметических средств для отелей и ресторанов — с 10 до 22% (до 2 млрд руб.).

Сегодня предприятие в Волжском выпускает 1,2 тыс. товаров, еще около 2 тыс. закупает для перепродажи. Вся продукция реализуется оптом, в розницу и через онлайн-магазины — как российские, так и западные. Стоят бытовая химия и моющие средства Grass всегда меньше зарубежных аналогов от Unilever, Henkel и других крупных компаний. Это корпоративное правило.

Опробовав на себе средства личной гигиены, предназначенные для продажи отелям, корреспондент Plus-one.ru обнаружил, что пена для бритья бритью не помогает, а кондиционер делает волосы жесткими. Впрочем, судя по финансовым результатам, корпоративному росту это не мешает.

«В 2020 году, несмотря на кризис, в рублевом отношении мы выросли почти на 50%. Нас сильно вытащили бытовая химия и дезинфекторы, от которых мы еще пять лет назад вообще ничего не ждали. Случился очередной скачок, как обычно у нас происходит в кризис. Но из-за изменения курса валют наш оборот в долларах так и остался на уровне в 100 млн», — Михаил Грачев раскрыл экономические показатели за год пандемии.

Здесь руководители каждого подразделения — от лаборатории до контроля качества — со страстью, которая редко сопровождает разговоры о бытовой химии, рассказывают, как улучшают работу своего подразделения и продукцию Grass. На стенах висят плакаты: «Нормально делай — нормально будет», «Готовность к изменениям важнее первоначального плана». Становится понятно, что в сплоченности и трудоспособности этому коллективу нет равных. По крайней мере — в России.

Так выглядят современные производственные практики в компании Grass
Так выглядят современные производственные практики в компании Grass
Фото: Георгий Кожевников

По мнению Михаила Грачева, на результаты компании позитивно влияют не только современные производственные практики, применение agile-схем и проведение совместных стратегических сессий, но и современная рабочая среда. В офисе руководители Grass стараются воспроизвести «вайб» IT-компаний — создают особую атмосферу.

Для этого отцы-основатели перемещаются из отдела в отдел и работают за общими столами с сотрудниками. Глава Grass отметил, что в столовой его предприятия продают пиво. Правда, признался Михаил, никто его особо не пьет. «В новом офисе у нас будут массажный кабинет, спальные места, зона барбекю и кальянная, огромная терраса, — бил на поражение предприниматель. — Да, терраса есть и у „Яндекса“, но вот барбекю там нет, они не допилили идею».

Фото: Екатерина Кузнецова

Из других нестандартных для российской реальности решений: в компании внедрена своя валюта — грасскойны. Отделы отправляют их друг другу в знак благодарности. Полученные грасскойны можно обменивать на еду, билеты в кино и совместные поездки на отдых.

Grass зеленеющий

Увлеченность экологической повесткой и устойчивым развитием пришла в компанию вслед за тягой к американской деловой культуре и современным системам управления. Предприятие выбрало пять из 17 глобальных ориентиров ООН, следовать которым международный бизнес считает правилом хорошего тона, — «Ответственное потребление и производство», «Борьба с изменением климата», «Сохранение морских экосистем», «Сохранение экосистем суши» и «Партнерство в интересах устойчивого развития». На деле это вылилось в несколько инициатив.

В 2018 году компания запустила проект DutyBox — наборы капсул с разными видами бытовой химии. К каждому из них прилагается многоразовая емкость. Покупатели должны разводить концентраты водой, благодаря чему отпадает потребность в производстве ненужной упаковки. В будущем компания планирует открыть пункты отпуска бытовой химии на розлив. В 2020 году продажи DutyBox принесли Grass 60 млн руб.

Создатели заявляют об экологичности линейки пены для посуды Crispy и DutyBox. Тем не менее пока у этих средств нет общепризнанной независимой маркировки, а значит, заверения об их безвредности остаются без серьезной проверки. Как заверил Plus-one.ru второй основатель Grass — 37-летний Константин Феданов, компания намерена получить маркировку «Листок жизни» для продукции DutyBox. Кроме того, Grass уже разрабатывает линейку бытовой химии специально под требования «Листка».

Константин Феданов
Константин Феданов
Фото: Сергей Василенко

Средствами компании пользуется половина автомоек страны, но состав автошампуней соответствует только правилам Росстандарта (ГОСТам), в которых сформулированы общие технические требования к продукции для ее допуска на рынок. Учитывая, что во многих регионах России на мойках очистных сооружений нет, вся «химия» попадает в землю и воду.

На вопрос корреспондента Plus-one.ru о том, работает ли Grass над «озеленением» состава средств по уходу за машинами, Михаил Грачев ответил уклончиво. По его словам, в такой химии нет компонентов, «которых стоило бы бояться» человеку. Максимум, к чему может привести попадание остатков автошампуня в водоемы, — это размножение бактерий, что «повлечет за собой смерть рыбы». Основатели Grass считают, что проблема попадания автошампуней в открытые источники воды решается за счет современных очистных сооружений, к которым должны быть подключены автомойки.

Фото: Екатерина Кузнецова

Тут представители отдела Grass по устойчивому развитию переключили внимание прессы на то, что компания занимается раздельным сбором и переработкой отходов, — в 2020 году она подарила «вторую жизнь» 116 т картона, 26 т пластика и 76 т полиэтилена. Если полимеры Grass перерабатывает через посредников, то макулатуру — самостоятельно. Уже сегодня каждый новый ПНД-флакон содержит 20% переработанного пластика, ПЭТ-флакон — 50%. Контейнеры для раздельного сбора мусора компания установила и на территории завода в Волжском.

Компания практикует высадку деревьев — 13,5 тыс. уже растут. Участники пресс-тура помогли довести это число до 13,7 тыс. — вместе с Михаилом Грачевым и Константином Федановым они посадили около 200 саженцев в пойме Волги.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Георгий Кожевников