Насколько «зелены» электромобили на самом деле

Спасет ли личный электротранспорт города от выхлопных газов

Все больше людей готовы покупать электромобили — в том числе, возможно, российские. Но их главный компонент — аккумуляторные батареи — содержит токсичные вещества и без специальной утилизации может нанести ущерб экологии. Plus-one. ru разбирается, легко ли в России быть владельцем личного электротранспорта.

Долго заряжают, быстро едут

Американская компания General Electric совместно с Equation Research провела опрос среди автовладельцев, чтобы выяснить, что может привести их к покупке электромобилей. Результаты исследования показали, что есть три ключевые категории водителей, нацеленных на покупку таких машин. Одни, помимо экологических выгод, интересуются «крутыми» технологиями, инновациями. Для них важен «вау-фактор». Другие, условно назовем их «бережливыми путешественниками», стремятся сократить расходы на поездки, получив дополнительно «бонус» экологичности. Наконец, респонденты с «экологическим сознанием» видят в электромобилях символ своей приверженности принципам устойчивого развития и независимости от ископаемого топлива.

Электрификация всех дорог

Только за первое полугодие прошлого года в России продали 147 новых электромобилей, 74 из них — Jaguar I-Pace, который поставляется официально и имеет гарантийное обслуживание.

«В России за последние три года рынок электромобилей увеличился в разы, и спрос растет с каждым днем. Инфраструктура зарядных станций тоже расширяется. Есть приложение для смартфонов PlugShare, оно показывает все зарядные станции по стране», — говорит Егор Балашов, менеджер Moscow Tesla Club.

Но зарядных станций в стране пока недостаточно, чтобы путешествовать на большие расстояния (от 200 до 1000 км) с возможностью быстрой зарядки аккумулятора. И именно это обстоятельства особенно беспокоит потенциальных покупателей элетромобилей. Таких станций нужно гораздо больше, и расположены они должны быть вблизи отелей и кафе.

В прошлом году ГК «Электромобили» открыла четыре зарядные станции: две в Москве, одну в Самаре и одну в Грозном. В прошлом году компания МГТС установила на территории Москвы десять быстрых зарядных станций. Все они отечественного производства. Эксперты считают, что в первую очередь нужно обеспечить зарядными станциями все торговые центры, перехватывающие парковки и дворовые территории многоэтажек. Для этого уже есть инновационное решение — «умная опора», которая позволяет превратить в зарядную станцию любой фонарный столб.

Алексей Гулин, специалист из ГК «Электромобили», подтверждает, что продажи электромобилей в России растут, хоть и не такими быстрыми темпами, как в Европе, США и Китае. Это обусловлено высокой ценой электромобиля по сравнению с бензиновым или дизельным авто.

«Таможенные пошлины в 48 % тоже тормозят рост, — объясняет Гулин. — Цена машины, которая в Европе стоит €30 тыс. — это чуть больше 2 млн руб., в России увеличивается сразу на миллион рублей».

Потенциальных покупателей отпугивает и отсутствие официального сервисного обслуживания электромобилей, и, как следствие, высокая стоимость тарифов КАСКО.

Тормозит рост продаж электромобилей и проблема с утилизацией аккумуляторов. По нормам менять старую батарею на новую должен производитель. В этом случае старые элементы перерабатываются и утилизируются.

Но в целом программа перехода к 2030 году на электромобили во всем мире уже запущена. «Прогресс есть, но нужно его поддерживать вливанием денежных средств со стороны государства», — считает Алексей Гулин.

Государство (в лице главы Минпромторга Дениса Мантурова) в ноябре 2019 года пообещало, что вскоре на российских дорогах появится первый отечественный электромобиль — Zetta.

Серийная сборка начнется в первом квартале 2020 года на собственном заводе компании Zetta в Тольятти.

В 2020 с конвейера сойдут примерно 2 000 машин, максимальный годовой объем выпуска — 15 000 электромобилей.

Электромобиль в основном состоит из деталей российского производства — только литий-ионная батарея поставляется из Китая.

Будет выпускаться в трех комплектациях с разной емкостью батарей.

Цены стартуют от 450 000 руб.

Гарантийный срок эксплуатации: 150 000 км пробега.

Габариты: длина — 3 м, ширина — 1,6 м, высота — 1,76 м.

Тип батареи: LiFePO4 или Li-NiCoM.

Емкость батареи: 10-32 кВт/ч.

Пробег на одном заряде: 200-560 км (в зависимости от емкости батареи).

Максимальная скорость ограничена 120 км/ч.

Функцию двигателя выполняют асинхронные мотор-колеса собственной разработки.

Компоновка салона рассчитана на водителя и трех пассажиров.

Управление электромобилем производится через планшет, интегрированный в панель.

Предусмотрена версия для людей с ограниченными возможностями здоровья: въезд инвалидной коляски в машину производится через заднюю дверь, для управления водитель может использовать джойстик, приложение смартфона или нейроуправление — за счет подаваемого сигнала от мозга и мышц водителя.

По планам, 50 % выпускаемых электромобилей пойдут на экспорт — в ОАЭ, Иорданию, Кувейт, несколько стран Северной Африки.

Предшественник Zetta — городской гибридный автомобиль, названный «ё-мобиль», так и не был запущен в производство.

Зеленый выхлоп

Электромобили не выделяют выхлопных газов — и в этом их основное преимущество. Но действительно ли они чище и безопаснее для природы? Попробуем разобраться.

Для движения электромобилю тоже нужно топливо — электроэнергия. Откуда она берется? Какие природные ресурсы используются? По данным МЭА, большая часть электроэнергии в мире вырабатывается из двух ископаемых видов топлива — угля и газа. Так как запасы угля в мире велики, а его стоимость низка, он и является основным источником электроэнергии. Соответственно, чем больше электромобилей, тем активнее растет угольная генерация, которая считается самой неэкологичной. За 70 % мировой угольной генерации в мире стоят Китай, США и Индия. Именно Китай и США являются крупнейшими рынками сбыта электромобилей. Попросту говоря, если местная электростанция работает на ископаемом топливе, то выхлопные газы от электромобиля попадают в атмосферу не во время работы двигателя, а раньше — из труб этих станций.

Для российских водителей это и хорошая, и плохая новость. С одной стороны, наша страна на шестом месте в мире по производству возобновляемой электроэнергии. На территории РФ — 102 гидроэлектростанции, производимая ими энергия считается чистой. С другой стороны, в России на долю «зеленой» электроэнергии приходится лишь 18 % от общего объема генерации — ровно столько же производят электростанции, сжигающие уголь (18 %). Главный же источник электроэнергии в нашей стране — природный газ (46 %). Некоторые ученые считают его чистым источником энергии, в отличие от угля или нефтепродуктов. Правда, природный газ содержит больше метана. А метан — парниковый газ, который в 30 раз сильнее углекислого газа.

Повод ли это не вкладывать свои рубли в электромобиль? Исследования показывают, что при поездке на одно и то же расстояние электромобиль использует энергию, за счет которой едет, намного эффективнее, чем машина с двигателем внутреннего сгорания. Но есть еще одна проблема. В аналитическом отчете инжиниринговой компании Ricardo, специализирующейся на транспорте, энергетике и дефицитных ресурсах, указывается, что производство одного легкового автомобиля в среднем сопровождается выбросом 5,6 тонн СО2-эквивалента в атмосферу, а для электромобиля эта цифра в среднем составляет 8,8 тонны СО2-эквивалента; почти половина этого объема приходится на производство батарей.

Энергию машина берет из аккумулятора, который может весить до нескольких сотен килограммов в зависимости от модели. Для производства таких батарей нужно сырье — литий, никель, кобальт, графит и редкоземельные металлы, а также большие затраты энергии. Добыча редких полезных ископаемых ведется в странах, где законы, связанные с охраной природы, либо не соблюдаются, либо их вовсе не существует, а сам процесс добычи нельзя назвать экологичным и безвредным для окружающей среды.

Кроме того, с каждым днем все больше уже произведенных и отработавших свое аккумуляторных батарей нуждаются в утилизации, и электротранспорт не сможет развиваться, пока не будет решена проблема их переработки.

Итак, если вы водите машину, но переживаете насчет воздействия вашего автомобиля на природу, нужно ли вам пересаживаться за руль электромобиля? Эксперты дают утешительный ответ: за весь свой жизненный цикл, включая производство, электромобиль все равно производит на 20 % меньше выхлопных газов, чем «обычный» автомобиль. И поэтому остается привлекательной альтернативой в крупных городах, где остро стоит проблема чистого воздуха.

Автор

Мария Стамблер