«Циклическое» производство — один из ключевых элементов современной экономики
На конференции «Управление изменениями. Экология» одной из главных тем станет обсуждение расширенной ответственности производителя. Мировые промышленные лидеры уделяют все большее внимание переработке отходов и использованной продукции. Технологическая компания Apple, которая оценивается Forbes как самый дорогой бренд в мире, создала линейку роботов Liam, которые занимаются тем, что разбирают iPhone 6, сортируя его компоненты. Это, в отличие от измельчения, позволяет сохранять качество материалов и пускать на повторное использование как можно больше деталей. Технология позволяет разбирать до 2,4 миллионов телефонов в год. Из переплавленного алюминия в Apple собирают новые устройства: например, из корпусов iPhone 6 изготавливают корпусы ноутбуков Mac Mini, а из серебра от материнской платы — панели солнечных батарей.
Эталоном в этой сфере считается переработка 70% от веса устройств, произведенных семь лет назад, пишет Bloomberg. Однако Apple, по словам вице-президента по охране окружающей среды Лизы Джексон, значительно превышает этот показатель, достигая 85% — включая переработку продукции других производителей. Продажи компании за прошлый год выросли до 155 миллионов устройств, и переработка техники становится все более перспективным бизнесом. В этом году Apple планирует переработать свыше девяти миллионов моделей iPhone 3GS 2009 года.
В компании по производству спортивной одежды и обуви Nike с 1990-х годов действует программа Reuse-A-Shoe, в рамках которой на переработку ежегодно отправляется около 1,5 миллиона пар обуви. Подошвы кроссовок используются в производстве покрытия для спортивных и детских площадок. В общей сложности компания переработала 28 миллионов пар кроссовок. А марка Shoey удачно сыграла на побочных продуктах кожевенной промышленности.
Компания по производству одежды H&M (36 место в рейтинге Forbes) с 2013 года собрала 39 тысяч тонн вещей на переработку. В компании подсчитали, что это столько же ткани, сколько требуется для производства 196 миллионов футболок. H&M хочет увеличить сбор до 25 тысяч тонн ежегодно к 2020 году, рассказала The Guardian менеджер по устойчивому развитию H&M в Великобритании и Ирландии Катарина Мидбай.
Одежду могут изготавливать не только из переработанных тканей, но и из переработанного пластика — например, бутылок. Такую схему использует компания Repreve, сотрудничающая со многими ведущими производителями. Старший вице-президент по проектированию и разработке продуктов бренда Target (партнера Repreve) Джули Гуггемос отметила, что с июля 2016 года по апрель 2017-го ее компания переработала для изготовления одежды почти 250 млн бутылок.
Подобные инициативы способны обеспечить реальные изменения только в рамках более обширной стратегии ресурсоэффективности, а сами по себе они приведут лишь к росту потребления, заявила The Guardian директор направления устойчивой моды в Лондонском колледже моды Дилис Уильямс. По ее мнению, инициативы по переработке могут «поощрять потребление «без чувства вины»: покупатели будут считать, что они вправе приобретать и носить (а может, и не носить) больше и больше, не задумываясь о ценности одежды с точки зрения ресурсов и человеческого труда».
Согласно данным аналитиков из America’s Research Group, 38% американцев моложе 35 лет готовы переплачивать за экологически чистую продукцию, но не более 3% стоимости. Поэтому цены на нее должны быть максимально конкурентоспособными.
Автор
Екатерина Селиванова