Летательный исход

Почему экоактивисты считают авиаперелеты постыдным делом

Движение против авиаперелетов зародилось в Швеции в 2017 году. Оно получило название flygskam — в переводе со шведского «стыд за перелеты». Позже шведки Майа Розен и Лотта Хаммар запустили в соцсетях кампанию, в которой призывали соотечественников отказаться от путешествий по воздуху, чтобы сократить выбросы углекислого газа в атмосферу. Их инициативу поддержали 10 тыс. человек — все они дали публичное обещание не пользоваться самолетами в 2019 году. И число авиапассажиров в Швеции действительно снизилось в прошлом году на 4 %.

От использования самолетов отказались некоторые шведские знаменитости: в их числе олимпийский чемпион по биатлону Бьерн Ферри и оперная певица, мать 16-летней экоактивистки Греты Тунберг Малена Эрнман. Сама Грета не путешествует по воздуху с 2015 года. Чтобы участвовать в саммите ООН по климату в Нью-Йорке в 2019-м, она пересекла Атлантический океан на парусной яхте.

У движения flygskam нашлись последователи во всем мире. Так, британская организация Possible, борющаяся с изменением климата, запустила программу Climate Perks. Компании, участвующие в ней, дают своим сотрудникам дополнительные дни отпуска, если те проведут его, перемещаясь на экологичных видах транспорта.

Летать стыдно?

Выбросы углерода от коммерческих перелетов составляют 2,5 % от общего объема антропогенных эмиссий. Однако их доля будет увеличиваться вместе с ростом популярности авиатранспорта. «Даже если европейцы будут летать меньше, прогнозируемый рост авиаперелетов в одном только Китае будет означать увеличение числа пассажиров на 1,5–2 млрд человек ежегодно к 2040 году», — говорит Брайан Пирс, главный экономист Международной ассоциации воздушного транспорта.

За перелет из Нью-Йорка в Калифорнию и обратно в атмосферу попадает примерно 20 % парниковых газов, которые в течение года производит автомобиль. По данным Агентства по охране окружающей среды США (EPA), средний пассажирский транспорт выделяет в атмосферу 4,6 тонны углекислого газа ежегодно.

24 % выбросов CO2, связанных с пассажирскими перелетами, приходится на вылеты из США, затем из Китая (13 %) и Великобритании (4 %). Но в пересчете на душу населения лидируют другие страны: Сингапур (1,2 тонны CO2 на человека за 2018 год), Финляндия и Исландия (по тонне на жителя каждой из стран) — государства с высоким уровнем дохода на душу населения, жители которых чаще других могут позволить себе авиаперелет. Россия не входит в десятку лидеров по выбросам ни по одному из критериев.

Активисты экологического движения A Free Ride предлагают облагать авиаперелеты прогрессивным налогом. Они хотят разрешить только одно авиапутешествие «туда и обратно» ежегодно для каждого пассажира, а все последующие перелеты облагать возрастающим налогом. «Мы не пытаемся украсть у людей отпуск, на который они заработали, — сказал основатель движения Лео Мюррей. «Проблему создают не путешествия всей семьей раз в год, — добавил он. — Речь идет о небольшой группе обеспеченных авиапассажиров».

Загладить вину деревьями

В октябре 2016 года Международная организация гражданской авиации (ICAO) представила систему компенсации и сокращения выбросов углерода для международной авиации (Corsia, Carbon Offsetting and Reduction Scheme for International Aviation). Чтобы общими усилиями сократить ежегодные выбросы углекислого газа, авиакомпании, согласно документу, будут компенсировать ущерб от выбросов, постепенно переходить на экологичное топливо и заменять устаревшие модели самолетов более энергоэффективными.

Нидерландская авиакомпания KLM постепенно переходит на биотопливо, которое позволяет сократить выбросы от перелетов на 85 %. Первый завод по производству экологичного авиатоплива начнет работать в 2022 году. «Сейчас стоимость биотоплива слишком высока, и его просто не хватает», — рассказал глава KLM Питер Элберс.

Поскольку эффективного способа снизить выбросы при авиаперелетах пока нет, все больше авиакомпаний стараются компенсировать ущерб окружающей среде деньгами. Так, AirFrance взяла на себя обязательство с 1 января 2020 года полностью возмещать ущерб от выбросов CO2 на внутренних рейсах. Американский воздушный перевозчик Delta предлагает компенсировать свой полет, пожертвовав в их партнерские экологические организации. Похожие программы есть у British Airways, EasyJet и других авиакомпаний.

Как сократить «авиаслед»

Полностью отказаться от перелетов невозможно — в некоторые населенные пункты можно добраться только по воздуху. Тем не менее, планируя отпуск, можно выбрать более экологичные авиарейсы.

Больше всего топлива расходуется на взлете, поэтому сократить выбросы CO2 можно, выбирая рейс без пересадок.

Некоторые онлайн-сервисы предоставляют информацию об экологичности перелета. Например, агрегатор поиска авиабилетов Skyscanner анализирует расход топлива, тип самолета, дальность полета, наличие пересадок и на основе этой информации составляет экорейтинг. Самые экологичные варианты маршрута в поиске отмечаются специальным значком «Эко».

Калькулятор углеродного следа есть и на сайте Международной организации гражданской авиации.

Если авиакомпания не предлагает компенсировать углеродный след от полета, сделать это можно самому. Калькулятор, созданный проектом «Посади лес», позволяет посчитать, сколько деревьев нужно посадить, чтобы сделать перелет углеродно-нейтральным. Пожертвовать деньги на посадку деревьев можно на сайте проекта.

Автор

Анастасия Кокоурова