Кто и куда повезет московский мусор

Москва готовится присоединиться к остальным регионам России и запустить полноценную систему обращения с бытовыми отходами во главе с региональным оператором, отвечающим за своевременность и качество вывоза мусора. В конце ноября на сайте мэрии появилась новая территориальная схема, которая должна регулировать перемещение мусора от мест его накопления до сортировок, полигонов и мусоросжигательных заводов. Однако московские власти засекретили значительную часть информации о том, куда отправятся столичные отходы.

Сколько мусора генерирует столица и кто его вывозит

30 ноября департамент ЖКХ Москвы опубликовал проект территориальной схемы обращения с отходами на ближайшие девять лет — с 2022-го по 2031 год. Документ корректирует действующую схему от 2019 года. На сайте мэрии говорится, что замечания общественности к проекту принимаются до 29 декабря, но отчитаться о поступивших письмах власти обещают не позднее 25-го.

Согласно прогнозу, в 2022 году в Москве будет образовано 6,67 млн т твердых коммунальных отходов (ТКО), к 2031-му их объем увеличится до 6,84 млн т. При этом в территориальной схеме на 2019 год утверждалось, что с 2022-го столица будет генерировать минимум 8,17 млн т мусора в год. Plus-one.ru направил департаменту ЖКХ Москвы запрос о причинах изменения прогноза. Большинство столичных операторов по вывозу мусора вообще не публикует информацию о масштабах своей деятельности. По данным компании «Эколайн», обслуживающей ЦАО и САО столицы, каждый год предприятие вывозит не менее 700 тыс. т ТКО.

Региональный оператор Москвы был выбран властями минувшим летом без конкурса — на ближайшие восемь лет им стал подконтрольный мэрии ГУП «Экотехпром». Он получил право вывозить мусор по утвержденному тарифу и под обязательство вкладываться в инфраструктуру по сбору, хранению, переработке и захоронению ТКО. По проекту московской территориальной схемы в 2022 году тариф для регоператора составит 839 руб. за кубометр ТКО, а к 2031-му вырастет до 1194 руб. В других российских субъектах регоператоры появились в 2019 году, когда в стране стартовала мусорная реформа. Москве и Питеру дали отсрочку — и в выборе регоператора, и в составлении территориальной схемы обращения с мусором, которая должна стать частью федеральной схемы, — над ней сейчас работает курирующий мусорную реформу «Российский экологический оператор» (РЭО).

В сентябре «Экотехпром» заключил договоры на комплексное обслуживание 11 округов столицы с компаниями «Хартия», «Эколайн», «МКМ-Логистика» и «Спецтранс», ранее уже работавшими с Москвой по 15-летним контрактам, а также ГК «Современные экологические технологии». Но документы не публичны — тарифы компаний на вывоз мусора известны лишь им самим, в отличие от тарифа для регоператора. Они будут обслуживать и жилой, и коммерческий сектор.

Как распределяются потоки мусора

Если проект территориальной схемы от 2019 года содержал данные обо всех комплексах по переработке отходов (КПО) и объектах утилизации, которые примут мусор москвичей, то новый документ раскрывает информацию лишь об объектах в пределах Москвы.

Таковыми являются мусоросжигательные заводы № 3 мощностью 360 тыс. т в год и № 4 мощностью 260 тыс. т в год. Также в документе указано, что в столице работает 126 организаций, занимающихся утилизацией отдельных видов мусора — металла, макулатуры, опасных отходов и других. Кроме того, на территории Москвы находятся 11 объектов обработки и перегрузки отходов, а вот площадки для их размещения отсутствуют. Согласно проекту схемы, с 2022 года в столице планируется утилизировать от 1,4 млн т отходов.

Предполагалось, что в следующем году компания «РТ-Инвест» запустит четыре крупных завода по энергетической утилизации мусора — в Солнечногорске, Ногинске, Воскресенске и Наро-Фоминске (все — Московская область), каждый из которых ежегодно сможет принимать 350 тыс. т мусора. Однако в середине 2021 года стало известно, что в связи с задержкой поставок комплектующих сдача объектов задержится минимум до 2023-го.

Таким образом, в 2022 году 5,36 млн т столичного мусора уедет «в иной субъект РФ». Как поясняют авторы проекта, использование объектов обращения с отходами согласовано в рамках межрегиональных соглашений. Среди них — комплексы по переработке отходов в Московской области, а также объекты, принадлежащие региональному оператору Москвы и мусорным операторам, работающим по контрактам.

Эксперты телеграм-канала Trash Economy указывают на то, что как минимум два столичных оператора — «Хартия» и «МСК-НТ» — по совместительству оказывают услуги регоператора в других регионах и имеют объекты во Владимирской, Тульской, Ярославской и Нижегородской областях.

«Отсутствие конкретных данных об обращении с отходами не противоречит федеральному закону. Да, в постановлении правительства сказано, что территориальные схемы должны содержать информацию о местах накопления, утилизации, размещения и прочее. Но какие именно данные нужны, не указано. Другое дело, что РЭО, все никак не публикующий федеральную схему по обращению с отходами, должен все же указать там конкретные объекты», — пояснили Plus-one.ru эксперты Trash Economy.

Что угрожает раздельному сбору

Пока наибольшие вопросы у экспертов вызывает не сама территориальная схема, а состояние системы раздельного сбора мусора. Напомним, правительство планирует к 2030 году довести уровень утилизации отходов до 50%. По мнению опрошенных Plus-one.ru специалистов, предложенная система тарификации вывоза ТКО мешает развитию культуры сортировки мусора, а вместе с тем и соответствующей инфраструктуры. Сейчас тарифы для жилых домов рассчитываются исходя из площади помещения, без привязки к объему и типу отходов. Такая политика не мотивирует граждан к раздельному сбору, уверена эксперт экологического движения «РазДельный Сбор» Анна Гаркуша.

«Люди должны чувствовать выгоду от того, что собирают мусор раздельно. Если же человек платит за все одинаково, зачем ему вообще сортировать?» — поясняет эксперт. По ее словам, если власти введут дифференцированную плату, то у региональных операторов, получающих деньги за объем вывезенного мусора, в разы упадет выручка. Значит, ГУП «Экотехпром», «Хартия» и другие крупнейшие участники отрасли не заинтересованы в раздельном сборе, утверждает Анна Гаркуша.

«Население вообще не учитывается в конфигурации мусорной реформы. Нет решения о том, как увязать вопрос переработки с тарифами. Сейчас региональные операторы заинтересованы в том, чтобы ТКО становилось все больше, тогда они хорошо заработают. Это тупиковый вариант, который породит новые проблемы», — заявила глава рабочей группы по реформе обращения с отходами Центра общественного мониторинга ОНФ Людмила Варфоломеева.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Георгий Кожевников