Важной частью программы ЕС «Зеленый курс» станет трансграничное углеродное регулирование. Как именно европейцы его воплотят — пока вопрос открытый. По сути, это пошлины, делающие более дорогим и невыгодным импорт товаров, при производстве которых в атмосферу попало большое количество парниковых газов, ускоряющих изменение климата. По оценке аудиторской компании KPMG, российским компаниям за свои выбросы придется платить в европейский бюджет €4-6 млрд в год. Чем это грозит — рассказывает медиакоординатор международной экологический организации 350.org Константин Фомин.
В некоторых секторах экономики трансграничное углеродное регулирование начнет применяться уже в 2021 году — и это может повлиять на экономику нашей страны.
Страны Евросоюза хотят бороться с углеродным импортом, так как он сводит на нет их усилия по декарбонизации экономики. Предотвратить всеобщую климатическую катастрофу не удастся, если выбросы парниковых газов в Европе снизятся, но производство при этом переместится в страны, правительства которых не придают этой проблеме большого значения или идут на поводу у лоббистов.
К примеру, Российский союз промышленников и предпринимателей воспринимает европейские инициативы как более серьезную угрозу для отечественного бизнеса, чем последствия изменения климата. В обращении РСПП в Минэкономики, опубликованном в «Коммерсанте», отмечается, что «основной целью введения трансграничного углеродного регулирования (ТУР) является поддержка конкурентоспособности европейских промышленных компаний за счет создания барьеров и обременений для производителей других стран».
РСПП предлагает провести переговоры для «недопущения создания нормативной основы на международном уровне для введения ограничений международной торговли по климатическим мотивам». Тем не менее эксперты все чаще говорят о климатических рисках для российского бизнеса. Так, аналитики банка Morgan Stanley недавно назвали потепление в регионах многолетней мерзлоты одной из главных угроз для инфраструктуры «Газпрома», «Новатэка», «Норникеля» и «Алросы». Разрушение инфраструктуры может поставить под угрозу само существование этих компаний.
Впрочем, в предложениях РСПП есть и адекватные пункты, вроде сближения национальных стандартов углеродной отчетности с международными, поддержки снижения углеродоемкости российской продукции, стимулирования внедрения наилучших доступных технологий и поддержки сектора возобновляемой энергетики.
Советник президента РФ по климату Руслан Эдельгериев назвал эффективной реакцией на трансграничное углеродное регулирование введение «цены на углерод» и принятие закона, направленного на сокращение выбросов и распространяющего принцип «загрязнитель платит» на парниковые газы. В этом есть определенная логика: вынуждая производителей «грязной» продукции платить налоги за выбросы не в ЕС, а в России, власти смогут пустить эти средства на развитие в стране «зеленой» экономики.
Стимулировать борьбу с изменением климата Европа будет за счет новых налогов. 1 января по всему Евросоюзу должен вступить в силу налог на неперерабатываемый пластик. Еврокомиссия также планирует ввести налог на выбросы CO2 (в первой половине 2021 года) и цифровой налог (не позднее 1 января 2023 года). Также планируется расширить торговлю выбросами парниковых газов — она должна распространиться на авиацию и судоходство.
Из этих средств планируется финансировать «зеленые» антикризисные меры, о которых европейские страны договорились 21 июля. Комментируя то, как страны ЕС потратят €750 млрд антикризисного пакета, президент Совета Европы Шарль Мишель не скупился на похвалы: «Мы продемонстрировали, что магия европейского проекта работает. Бывает, мы думаем, что сделать что-то невозможно, но благодаря уважению и сотрудничеству наше движение к цели ускоряется». Особо он отметил, что «впервые в европейской истории бюджет будет привязан к климатическим целям».
Насколько мощным шагом в борьбе с климатическим кризисом станет это соглашение? Даже если инвестировать все €750 млрд в переход на «зеленую» экономику, этого недостаточно, чтобы достичь климатических целей, которые установили себе страны Евросоюза. По оценкам исследователей, на которые ссылается информагентство Reuters, для этого потребуется €2,4 трлн.
И все же это колоссальные средства, причем значительная их часть гарантированно пойдет на предотвращение климатической катастрофы. Страны Евросоюза договорились, что 30% антикризисного пакета должно быть потрачено на переход к «зеленой» экономике и цифровизацию. Это даже больше, чем планировалось: изначально речь шла о 25%. С другой стороны, это значит, что до 70% будет потрачено на поддержку экономики старой формации, в том числе нефтегазовой и угольной энергетики. Такую расстановку приоритетов можно назвать консервативной, а можно — и безответственной.
Тратить средства из этих 30% можно будет на цели, выполняющие хотя бы одну из шести утвержденных целей ЕС: 1) смягчение изменения климата, 2) адаптация к изменению климата, 3) устойчивое использование и защита водных и морских ресурсов, 4) переход к циклической экономике, предотвращение образования отходов и их переработка, 5) предотвращение загрязнения окружающей среды и контроль за ним, 6) защита здоровых экосистем.
Сейчас цель ЕС — сократить выбросы парниковых газов на 40% от уровня 1990 года, но для того, чтобы выполнить Парижское соглашение по климату, этого недостаточно. До конца года Германия рассчитывает убедить остальных поднять целевой показатель до 55%.
Впрочем, странам, добывающим ископаемое топливо, удалось заметно ослабить достигнутые договоренности. Фонд справедливой трансформации (Just Transition Fund), призванный помочь загрязняющим окружающую среду отраслям диверсифицироваться, получил лишь €17,5 млрд вместо запланированных €37,5 млрд. Условия, на которых из него может быть предоставлена помощь, тоже стали более мягкими. Предполагалось, что страны, которые не могут взять на себя обязательства ЕС по климатической нейтральности к 2050 году, вообще не получат из него денег, а теперь речь идет о том, что их долю лишь уменьшат наполовину.
Предыдущие условия были особенно болезненными для Польши. За семь лет страна получит €125 млрд грантов от ЕС. С одной стороны, Польша, чья экономика сильно зависит от угля, рассчитывала на самую большую долю этого фонда, чтобы вложить деньги в трансформацию своего энергетического сектора.
С другой — эта же зависимость мешает брать на себя амбициозные обязательства. Поляки готовы брать деньги, ничего за это не обещая. На словах польское правительство все-таки привержено цели климатической нейтральности, но на деле — анонсировало в июле планы поддержать угольную индустрию, создав стратегический резерв каменного угля на сумму $33 млн.
Очевидно, что соглашение, которое удалось заключить лидерам ЕС, — это компромисс. Эффективных механизмов контроля за исполнением условий финансирования в договоре не прописано. И все равно это огромный шаг вперед, и противиться этому тренду Россия не сможет. Краткосрочные выгоды от «прагматичной», «консервативной» позиции понятны, но их затмевают колоссальные отсроченные потери, которые сейчас еще можно предотвратить.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Константин Фомин