В среду, 15 сентября, в Москве состоялась ежегодная конференция по устойчивому развитию «Визионеры», организованная проектом Plus-one.ru. Представители международных корпораций, государственных фондов и министерств обменялись мнениями о том, как Россия будет двигаться в сторону устойчивого развития. Рассказываем о самых важных из прозвучавших идей и заявлений. Онлайн-трансляцию обеспечила розничная сеть «Магнит» — официальный партнер конференции.
«Изменение климата является результатом развития половины населения мира. И к тому моменту, как эта половина начала преуспевать, весь остальной мир нагрелся», — заявил в начале конференции российский предприниматель и визионер Александр Чикунов. По его мнению, менее развитая половина мира не сможет не использовать грязные технологии, а свести к минимуму этот вред возможно только с помощью государств «первой и второй волны», к коим эксперт относит и Россию. Однако, прежде чем помогать другим, страна сама должна перейти на «чистые» технологии и материалы. Пути этого перехода и связанные с ним вызовы в течение конференции разбирали ее участники.
Выступавший следом за Александром Чикуновым вице-президент «ВЭБ.РФ» Дмитрий Аксаков заявил о том, что госкорпорация готовит «калькулятор экопоказателей» для бизнеса. Plus-one.ru он пояснил, что речь идет о разработке метрик, с помощью которых будет измеряться объем выбросов компаниями СO2, энергоэффективность технологий (например, сколько электроэнергии потрачено на создание продукта), цикличность использования ресурсов (применение переработанного пластика, повторное использование воды и так далее). Проект создается вместе со Сбербанком и в первую очередь будет нацелен на металлургическую промышленность, производителей удобрений и различного оборудования.
«Пока мы вручную делаем список показателей и спрашиваем компании, смогут ли они их реалистично измерить. Прототип калькулятора, надеюсь, будет у нас в первом или втором квартале следующего года», — сказал Дмитрий Аксаков.
В конечном счете данные «калькулятора» станут поводом для выдачи компаниям «зеленых кредитов» (более выгодных по сравнению с обычными), говорит представитель госкорпорации. Сейчас критерии этих кредитов обсуждаются в правительстве РФ.
Облегчить предоставление «зеленых кредитов» сможет факт потребления компаниями возобновляемой энергии. О ее доступности, а вернее — недостаточности — рассказал присутствовавшим вице-президент компании «Фортум» — одной из самых крупных по «зеленой» генерации — Дмитрий Боровиков. «Мы видим, что развитие сегмента „зеленой“ энергетики идет медленнее, чем нужно потребителям. Промышленным клиентам не хватает мощности, спрос на „зеленые“ киловатт-часы растет очень быстро», — признал специалист. Дмитрий Боровиков уверен, что под давлением международных финансовых организаций работающие в России корпорации будут увеличивать использование ветряной и солнечной энергетики. По его словам, среди первых компаний-визионеров, начавших сотрудничать с «Фортумом», были Unilever, P&G и Air liquide.
«Наши коллеги из Vygon Consulting подсчитали, что через 10 лет углеродный след российской энергетики окажется в два раза больше европейского. Нужны решения, чтобы снизить эти показатели», — заявил представитель «Фортума». Он уверен, что при нынешних темпах развития «зеленой» энергии вскоре не хватит ни работающим в России европейским компаниями, ни сознательным российским компаниям. «Для решения проблемы и продвижения „зеленой энергии“ нужны скоординированные усилия и энергетиков, и промышленности. До этого подобные программы шли с большим скрипом, а меры поддержки лишь снизились в 1,5 раза. Пока наши регуляторы лишь устанавливают все больше барьеров и требований по локализации», — сообщил эксперт. Он надеется, что под давлением промышленности вектор развития «зеленой» энергетики в России удастся перенаправить на ускоренный рост.
Также на конференции выступил экономист Сергей Гуриев — он сообщил о растущем значении нефинансовой отчетности компаний, которую в западном мире также именуют ESG-отчетностью.
Сергей Гуриев прогнозирует, что через 5–10 лет рынок будет «наказывать» компании, загрязняющие окружающую среду или дискриминирующие сотрудников. Из-за растущей сознательности люди перестанут покупать акции таких компаний и держать их в своем портфеле в течение долгого срока — и ценные бумаги начнут дешеветь. Кроме того, лучшие специалисты не захотят работать в таких фирмах.
На вопрос Plus-one.ru о том, когда такой механизм заработает в России, Сергей Гуриев ответил, что не видит этого в обозримой перспективе — в нашей стране недостаточно долгосрочных инвесторов. При неустойчивой экономике среди россиян не популярно долгосрочное планирование жизни, считает эксперт.
В то же время, комментируя слова главы Росприроднадзора Светланы Радионовой о том, что вся ESG-отчетность российских компаний фейковая, Сергей Гуриев отметил, что не видел этому подтверждений.
Да, гринвошинг — это проблема, говорит Сергей Гуриев, и порой доверие людей подрывают и аудиторские конторы. Но в целом большим международным аудиторам доверять можно, а ESG-отчетность рано или поздно станет такой же естественной, как и финансовая, заключил эксперт.
Президент Unilever в России, Украине и Белоруссии Регина Кузьмина добавила, что устойчивая продукция ее компании в Европе развивается быстрее любой другой. «Этот тренд придет к нам очень быстро. Подобная политика в Европе появилась намного раньше, а мы сейчас пытаемся „догнать и перегнать“. Пока есть много вопросов к инфраструктуре и законодательству. Но, несмотря на это, мы должны образовывать потребителей, предлагать здоровые альтернативы, уменьшать потребление и увеличивать вторичное использование», — считает Регина Кузьмина.
На завершающей сессии больше всего острых вопросов от Plus-one.ru было адресовано руководителю проектов в области устойчивого развития Coca-Cola HBC Александру Горбачёву. В частности, на сообщение о том, что бутылки из-под продукции компании состоят из переработанного пластика только на 10%, Александр Горбачёв ответил, что большая часть из них сделана из вторсырья уже на 20%.
«Мы должны быть уверены, что наши напитки безопасны. Поэтому мы проводим испытания, чтобы доказать, что упаковка из вторичного пластика безопасна. Это не быстрый процесс, мы сейчас тестируем упаковку, состоящую из такого пластика на 75%, 90% и 100%, и в следующем году я смогу сказать о результатах», — заверил представитель компании.
Еще один вопрос касался того, что только 37% продукции Coca-Cola производится без сахара или с его низким содержанием, хотя в России остро стоит проблема людей с лишним весом. На это Александр Горбачёв ответил, что у людей должен быть выбор и что компания старается увеличивать количество товаров небольшого объема.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Подготовили
Георгий Кожевников, Владимир Хейфец